Требования к творческому изложению
Выпускники основной школы (девятиклассники) пишут на выпускном экзамене не только диктант или сочинение, но и (в ряде школ) изложение с творческим заданием.
Кроме того, все чаще изложение становится вступительным экзаменом в высшие учебные заведения, также приобретая при этом пугающий эпитет: "творческое". Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что ничего страшного экзамен в форме изложения не таит. Преподаватель дважды медленно зачитывает достаточно законченный по смыслу отрывок текста. Абитуриенту же предстоит выполнить следующие операции:
передать содержание отрывка, по возможности, близко к тексту, сохраняя его стилистические особенности;
продолжить текст, развивая любую мысль, намеченную в нем, или отвечая на любой вопрос, связанный с темой текста, причем
объем продолжения не должен быть меньше прочитанного отрывка (творческое задание);
озаглавить получившуюся работу (иногда требуется дать два-три варианта заголовка);
грамотно написать текст изложения и творческого задания, проверить работу и получить оценку "отлично".
Очень важно помнить: изложение предполагает, что пишущий должен не рассказать о том, что было прочитано, а передать содержание как можно ближе к тексту, не нарушая принадлежности этого текста к тому или иному стилю (художественному, публицистическому, научному). Стилевую однородность необходимо сохранить и в творческом задании (продолжении прочитанного).
Технология написания изложения
Во время чтения текста преподавателем необходимо сделать как можно большее количество рабочих записей. Форма записей полностью зависит от пишущего изложение, однако обычно обязательно фиксируются:
собственные имена;
даты;
прямая речь и диалог;
цифры и прочее в этом роде.
Рекомендуется также записывать текст, читаемый преподавателем, с пробелами между строк для того чтобы при повторном чтении заполнить их новой информацией.
Во время чтения текста преподавателем необходимо также конспективно записать последовательность изложения, то есть ход событий в предлагаемом тексте (или последовательность описания, или рассуждений автора текста). После этого можно составить план, другими словами, разбить текст на микротексты и определить их микротемы.
Начинать самостоятельную работу над изложением лучше всего с заполнения пробелов в своих записях (сразу после чтения текста - пока он еще свеж в памяти). Выполнять творческое задание следует после завершения работы над текстом изложения.