К списку разделов
На выпускном (или
вступительном) письменном экзамене по русскому языку и литературе предлагается
три темы:
1) по текстуально изученным в средней школе (колледже,
лицее, гимназии) произведениям русской литературы XIX в.;
2) по текстуально изученным в средней школе (колледже,
лицее, гимназии) произведениям русской литературы 1-й половины XX в.;
3) по произведениям современной русской литературы (70
- 90-е годы XX в.).
Последняя тема часто называется "свободной",
хотя в полном смысле слова таковой не является и предполагает самостоятельный
выбор тех произведений современной литературы, которые экзаменующийся
отбирает в качестве иллюстративного материала для своего сочинения. Примером
могут служить темы, предложенные абитуриентам филологического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета:
1. Тема будущего в пьесах А. Чехова.
2. Маяковский-футурист.
3. Новые имена в русской литературе
80-90-х годов XX в.
Темы для сочинений составляются с таким
расчетом, чтобы экзаменующийся смог продемонстрировать уровень своего
культурного, интеллектуального, эстетического развития, т. е. способность
воспринимать литературное произведение как факт искусства, умение логически
интерпретировать литературное произведение, проявлять эстетический вкус
при оценке того или иного литературного материала (текста).
С точки зрения синтаксического оформления
темы могут быть различны:
- тема-понятие
(например, "Тема долга и чести в русской литературе XIX века");
- тема-суждение
(например, ""Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала
искупить наше прошлое" (А. Чехов)");
- тема-вопрос (например,
"Как вы понимаете смысл названия комедии А. Грибоедова "Горе
от ума"?").
Выбор темы
Выбор
темы - очень важный и ответственный этап в работе экзаменующегося
над сочинением, так как от него во многом зависит качество исполнения
сочинения и окончательный результат.
При выборе темы экзаменационного сочинения
следует учитывать ряд обстоятельств и руководствоваться определенными
критериями.
Во-первых, экзаменующийся
должен понимать тему, уметь объяснить каждое
понятие, вынесенное в ее название.
Во-вторых, экзаменующийся
должен знать и понимать материал, привлекаемый им
для раскрытия темы, т. е. знать текст самого произведения (или
произведений), привлекаемого (привлекаемых) для анализа.
В-третьих, он
должен уметь использовать сведения по теории и истории
литературы, апеллировать к историческим и философским взглядам,
необходимым для более глубокого раскрытия темы.
Наконец, в-четвертых,
он должен испытывать определенный интерес к избранной
теме, что позволит ему написать более эмоциональное сочинение,
обнаружить творческий потенциал своей личности. Немаловажную роль играет
в данном случае и опыт в написании сочинений на подобную тему.
Принимая во внимание совокупность
перечисленных выше обстоятельств, экзаменующийся, в конечном счете, не
должен отдавать предпочтение только одному из факторов (например, знанию
текста или интересу к теме), но учитывать совокупность своих возможностей
и выбрать тему так, чтобы она помогла обнаружить лучшие стороны его способностей
и подготовки.
Задание:
Ознакомьтесь с подборками из трех тем и, сообразуясь с предполагаемыми
экзаменационными условиями (малое количество времени, отсутствие вспомогательного
материала, необходимость отказа от использования художественных текстов
и т. п.), попробуйте выбрать тему на основе изложенных выше критериев
и обоснуйте свой выбор.
1. Государство и личность в творчестве А. С. Пушкина.
2. Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького "Старуха
Изергиль".
3. Тема духовного богатства человека в русской литера туре 80-90-х
годов XX в. 1. Поэт и гражданин в русской поэзии XIX в.
2. Русская деревня в творчестве И. Бунина.
3. Тема социальной справедливости в литературе 80-90-х годов XX в.).
1. Кавказская тема в творчестве М. Лермонтова.
2. Судьбы русской интеллигенции (по творчеству Б. Пастернака).
3. "Время эти понятья не стерло..." (по произведениям русской
литературы 80-90-х годов XX в.).
Использованы материалы сайта www.gramma.ru