Главная
Поиск репетитора
Коллективный блог
публикаций
Форум (обсуждаем ЕГЭ 2021)
тем и сообщений
Для учебы
Ответы на экзамены
Топики по английскому языку
Топики по немецкому языку
Рефераты по литературе
Психологическая подготовка
Рефераты по история
Доклады по знаменитым личностям
Биографии писателей и поэтов
Орфографии и пунктуации
Экзамен по рус. языку и литературе
Letyshops [lifetime]

Последние публикации в коллективном блоге:


Посещаемые разделы форума:
ЕГЭ 2021, ВУЗы России



Последние обсуждаемые темы на форуме:








К списку разделов

Определение идеи сочинения


       Прежде чем составлять план будущей работы, необходимо определить и сформулировать идею сочинения, т. е. найти ту главную мысль, доказательством которой и явится написанное сочинение. Четко сформулированная и осознанная идея сочинения поможет сконцентрировать внимание на определенном, конкретном аспекте избранной темы.
       Надо иметь в виду, что определение идеи сочинения - процесс неоднозначный, для раскрытия темы можно выделить не одну, а несколько идей, найти несколько направлений, в связи с которыми может быть реализована конкретная тема. Уже при анализе темы идея сочинения обычно выступает в качестве гипотезы, предположения. Если не ограничить себя выбором какого-либо одного направления, то тема будет раскрыта неглубоко хотя бы потому, что невозможно в одном сочинении одинаково полно и всесторонне раскрыть тему по всем направлениям. Таким образом, выбор направления помогает определить границы сочинения и более конкретно с формулировать идею, которая будет доказана, мотивирована в сочинении.
      Так, например, при раскрытии темы "Образ родины в поэзии А. Блока" за основу могут быть взяты разные идеи, позволяющие по-разному раскрыть данную тему:
1. Историческая судьба России в поэзии А. Блока. Эта идея дает возможность связать тему родины и тему революции у Блока и говорить об образе родины в связи с важнейшими историческими событиями в национальной истории;
2. Образ родины сквозь образ родного города (Петербурга) у Блока. Сформулированная таким образом идея работы позволяет конкретизировать достаточно обширную тему и раскрыть ее через образ близкого Блоку города;
3. "О, Русь моя, жена моя..." Здесь идея выводит на первый план субъективный ракурс восприятия поэтом родины.
      Каждая из предложенных идей сочинения может быть избрана в качестве определяющей, другие же могут стать дополнениями к ней. Но в любом случае, учитывая возможность многоаспектного раскрытия темы сочинения, лучше всего оговорить (обосновать) выбор доминирующего направления во введении (вступлении) к работе. Это позволит избежать упреков в неполном раскрытии темы и подведет проверяющего к необходимости оценивать сочинение с той точки зрения, которая была избрана и обоснована пишущим.

Задание: Определите идеи сочинений на следующие темы:
1. Тема "божества" и "вдохновения" в лирике А. Пушкина.
2. "Вся Россия" в поэме Н. Гоголя "Мертвые души".
3. "...природа есть, была и будет источником жизни..." (по лирике
Ф. Тютчева и А. Фета).
4. "Невозможно понять историю России во II-ой половине XIX века без помощи Салтыкова-Щедрина"
     (Л. Толстой).
5. Тема любви в произведениях А.И. Куприна и И.А. Бунина.
6. Образ Родины в лирике А. Блока и В. Маяковского.
7. Проблема гуманизма в творчестве А. Платонова.
8. Мой современник на страницах русской литературы (80 - 90-е годы XX в.).
9. Человек на войне (по произведениям современной русской поэзии).
10. Тема "отцов и детей" в русской драматургии 70-90-х годов XX в.


Подбор материала

      Избрав и обдумав тему, определив основную идею сочинения, необходимо обратиться к подбору возможно большего (с последующим сокращением) материала, фактов, сведений, имеющих прямое отношение к данному сочинению.
      Подбор материала приходится производить каждому пишущему сочинение; другое дело, что нередко этот процесс протекает "стихийно", необдуманно, по ходу написания сочинения. Естественно, что при отборе материала доминантная роль отводится идее сочинения, а не теме.
      В качестве примера можно обратиться к теме "Внесценические персонажи в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"" и попытаться проанализировать, что необходимо написать в работе, чтобы наиболее полно и глубоко раскрыть тему данного сочинения.
      Итак, в комедии огромное количество внесценических (находящихся "вне сцены", упоминаемых) персонажей. Часто пишущий ограничивается тем, что называет пять-шесть имен, относящихся к "фамусовскому обществу" (Максим Петрович, Татьяна Юрьевна, "французик из Бордо", "княгиня Марья Алексевна"), дает им характеристику, а затем переходит к тем героям, которые "созвучны" Чацкому (князь Федор, двоюродный брат Скалозуба). Однако без ответа остается главный вопрос (и, по сути, нереализованной идея): почему в "Горе от ума" так много внесценических персонажей? Только исходя из этой задачи можно начинать отбор материала. Заметим во вступлении, что Грибоедов сделал все, чтобы, сохранив (согласно требованиям классицизма) единство места и времени, расширить пространственно-временные границы произведения. И внесценические персонажи оказались едва ли не ключевыми в этом решении. В комедию, благодаря им, полноправно "входит" не только Москва начала века ("французик из Бордо", арапка-девка, Ипполит Маркелыч Удушьев и др.), но и Петербург (например, "известная" Татьяна Юрьевна).
      Еще интереснее при помощи внесценических героев автор раздвигает временные рамки действия, заставляя вспомнить вельмож "времен очаковских и покоренья Крыма", упоминая родителей Чацкого и отца Молчалина, сравнивая "век нынешний и век минувший". Эпизоды, контекст, в котором возникает тот или иной внесценический образ, очень важны для раскрытия темы сочинения. Эти эпизоды и могут стать материалом для исследования.
      И еще одна рекомендация перед составлением плана. Следует помнить, что отобранный цитатный материал должен быть не только необходимым, но и достаточным: перегружать сочинение цитатами, приводить громоздкие цитаты не рекомендуется.

Задание: Подберите материал, определите круг произведений, которые следует проанализировать, работая над темой:
1. "Герой" своего времени (по произведениям русской литературы XIX в.).
2. Образ Наполеона в русской литературе XIX в.
3. "Печально я гляжу на наше поколенье..." (по лирике М. Лермонтова).
4. Русская столица и русская деревня в произведениях Н. Некрасова.
5. "Дворянские гнезда" в изображении И. Тургенева и Л. Толстого.
6. Проблемы русской жизни конца XIX - начала XX в. в пьесе М. Горького "На дне".
7. Революция и гражданская война в русской поэзии 20-30-х годов XX в.
8. Образ родины в поэзии А. Блока.
9. Петербург в русской поэзии 80- 90-х годов XX в.
10. "Обратимся еще раз к истории. Она ключ к пониманию народов" (по произведениям русской литературы (70 -90-х годов XX в.).




Использованы материалы сайта www.gramma.ru




© 2006-2021 Поступим.ру Информация:
О проекте
Контакты

Регистрация на сайте
Статистика сообщества
Пользовательское соглашение
Разделы:
Поиск репетитора
Форум сообщества
Коллективный блог
Материалы для учебы
ЕГЭ 2021
RSS:
RSS форума
RSS блога

Шпаргалки на экзамены
Сочинения по литературе


phoenix invest феникс инвест феникс инвест отзывы сайт феникс инвест phoenix invest club phoenix invest отзывы феникс инвест клуб феникс инвест сайт