Главная
Коллективный блог
публикаций
Форум (обсуждаем ЕГЭ 2017)
тем и сообщений
Для учебы
Ответы на экзамены
Топики по английскому языку
Топики по немецкому языку
Рефераты по литературе
Психологическая подготовка
Рефераты по история
Доклады по знаменитым личностям
Биографии писателей и поэтов
Орфографии и пунктуации
Экзамен по рус. языку и литературе
Курсы подготовки к ЕГЭ:
Математика
Русский язык
Обществознание
Остальные предметы

Бесплатный подбор репетитора на ЕГЭ в Москве

Letyshops

Последние обсуждаемые темы на форуме:


Посещаемые разделы:
ЕГЭ 2017, ВУЗы России

Последние публикации в коллективном блоге:






Биографии / Белый А.

Биографии писателей и поэтов


Белый А.

Белый Андрей

Время в мире Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами.
Михаил Чехов.


Андрей Белый - Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 8.1.1934) родился и
вырос в среде московской интеллигенции, в семье знаменитого
математика, профессора Московского университета Николая
Васильевича Бугаева. Летние месяцы семья Бугаевых проводила в
Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к миру поместно-
деревенской России, где как бы воедино слились красота русского
пейзажа и величие культуры, творимой жившими среди этой природы
людьми.
Уже учась в университете, Белый ежедневно посещал семью Михаила
Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых - родителей своего друга
Сергея. "Не чайный стол - заседание Флорентийской академии", - с
благодарностью вспоминал Белый дом Соловьевых, где бывали,
старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир Соловьев, его
сестра, поэтесса Поликсена Соловьева, философ Сергей Николаевич
Трубецкой, историк Василий Осипович Ключевский, позднее - Брюсов,
Мережковский, Гиппиус... Именно здесь, в семье Соловьевых, были
поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил
Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним "Андрей Белый"
(белый - священный, утешительный цвет, представляющий собою
гармоническое сочетание всех цветов любимый цвет Владимира
Соловьева) .
В 1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем. В этом году
создана первая из четырех его "симфоний" - "Северная" или
"Героическая".
Писатель впоследствии признавался, что, называя свои первые
прозаические опыты "симфониями", он и сам толком не знал, что это
такое. "Симфонии" Белого больше схожи с сонатами. Слово "симфония"
было для Белого своего рода символом.
Тема "вечного возвращения" -одна из центральных жанро- и
сюжетообразующих тем всего творчества Белого. Белый часто
обращался к лейтмотивной технике ведения повествования. То есть
выделение в произведении одной, двух и более главных тем, к которым
повествователь возвращается через определенные промежутки
времени. Уже во второй "симфонии" с темой "вечного возврата" борется
тема жизнеутверждения.
Во второй "симфонии" на первой же странице возникает образ солнца -
зловещий "глаз", уставившийся на землю и проливающий на нее потоки
"металлической раскаленности". Первый поэтический сборник Белого
"Золото в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце предмет
почти что языческого поклонения:
Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно в золотую ослепительность.
"Солнце" Стихотворение "Солнце" посвящено К. Бальмонту - автору книги
"Будем как Солнце". Также в этом сборнике Белый отождествляет солнце
с образом Золотого руна. В стихотворном цикле "Золотое руно" Белый
преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о
жизненных целях своего поколения - поколения рубежа столетия.
Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела
"Золото в лазури". В будущее, которое - согласно логике "возврата" - уже
было! Поэтому оно может выступать в масках: - "прежнего счастья" -
"старины": Старина, в пламенеющий час обуявшая нас мировым, старина,
окружившая нас, водопадом летит голубым. "Вечный зов" - образов
прошлой культуры (раздел "Прежде и теперь") : Блестящие ходят
персоны, повсюду фаянс и фарфор, расписаны нежно плафоны, музыка
приветствует с хор.
"Опала" 1905 год начало нового периода жизнетворчества Андрея
Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока Любовь
Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь
Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношение
людей, составляющих роковой треугольник достигли крайнего
напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев,
чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого
нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре происходит
решительное объяснение. Резко и безжалостно отвергнутый, Белый
оказывается на грани умопомешательства. Из Петербурга он сразу
уезжает за границу, где начинается период исцеления от перенесенного
удара, растянувшийся на 1907-1908 годы.
В эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму лирики
Некрасова. Памяти Некрасова посвящается сборник стихотворений
"Пепел" (1908) Стихотворения сборника тщательно отобраны и
расположены в очень продуманном порядке. В него не вошли многие из
стихотворений, написанных одновременно со стихами "Пепла", - из них
Белый составил следующий сборник "Урна"(1909) Идея "Пепла" точнее
всего сформулирована самим Белым: "Пепел" - книга самосожжения и
смерти: но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты
дальнего, чтоб найти их в ближнем". Сборник выстроен по линии все
большего и большего просветления "горизонта" (недаром один из
последних разделов сборника называется "Просветы") .
Пространство "Пепла" - это система вписанных друг в друга кругов
сжимающихся по мере приближения к "центру". Первый "круг" самый
большой, - почти что безграничные, "пустые", "страшные", голодные
пространства России, в которых обречен на рассеяние измученный
болезнями, голодом и пьянством народ:
Туда - где смертей и болезней
Лихая прошла колея...
"Отчаяние"
Пожирают их болезни
Иссушает глаз...
"Деревня"
Пролетают за селами села,
Пролетает за весями весь...
Там - убогие стаи избенок,
Там - убогие стаи людей...
"Из окна вагона"
Тема хаоса сквозная тема сборника - особенно акцентирована в этом
разделе. Естественная реакция человека на встречу с хаосом -
первобытное чувство священного ужаса. Это чувство выражено в образах:
"неизвестности" - "оторопи": Где по полю оторопь рыщет, Восстав
сухоруким кустом... "Отчаянье" - смерти:
Над страной своей родной
Встала Смерть.
"Веселье на Руси"
От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы...
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни...
"Русь"
Пространство следующего "круга" - "Деревни" - имеет более четкие
контуры. Оно уже не пусто, а насыщено предметами подчеркнуто
обыденными. В контексте общего замысла сборника и высунутый
"красный язык" висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь,
свищущая пеной "из-под красной рукоятки" символы безысходной,
тупиковой, совершающейся в одномерном пространстве смерти:
Красною струею прыснул
Красной крови ток.
Ножик хряснул, ножик свистнул,
В грудь, в живот и в бок.
"Убийство"
Пространство следующего раздела "Город" еще конкретнее: Москва
"пира во время чумы". Ритуальная пляска Смерти перенесена в "Городе" с
открытых пространств России в замкнутый мирок квартир:
... Здесь хозяин гостье рад.
Звякнет в пол железной злостью
Там косы сухая трость,
Входит гостья, щелкнет костью,
Взвеет саван: гостья смерть.
"Маскарад"
В этом мирке живут беспечные богатые люди, которые не видят ничего
вокруг себя. Среди участников "пиров" только один поэт-арлекин знает о
том что творится за окнами. Поэт-пророк выступает не только в маске
шута-арлекина, но и в облике страстотерпца:
Вы мечи На меня обнажали.
Палачи, Вы меня затерзали.
"Прохождение"
Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания
приобретают в разделе "Безумие": - венок из "колючей крапивы":
Над простором плету, неподвижен,
Из колючей крапивы венок...
"В полях"
- приложенный к "челу пучок колючего чертополоха" бегущая с чела
кровавая струя:
С чела, с кровавого плеча
Кровавая струя струится...
"Успокоение"
Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в
последнем стихотворении раздела - "Друзьям", - зато укрепится и
усилится в следующем разделе "Просветы":
Кто зовет благоуханной клятвою,
Вздохом сладко вдаль зовет идти,
Чтобы в день безветренный над жатвою
Жертвенною кровью изойти?
"Жизнь"
"Пепел" является самым трагическим стихотворным сборником Андрея
Белого.
Следующий его сборник -"Урна"(1909) . Этот сборник посвящен Брюсову.
Большинство стихотворений сборника носят элегический характер, хотя
в "Урне" содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о
пережитой драме:
Год минул встрече роковой,
Как мы, любовь лелея, млели...
И ежели тебя со мной
Любовь не связывает боле,
Уйду, сокрытый мглой ночной,
В ночное, в ледяное поле...
Сложу в могиле снеговой
Любви неразделенной муки...
"Ссора" "Урна" последнее, что создал Андрей Белый в драматическое
четырехлетие (1905 - 1908 гг.) В 1910 Андрей Белый женится на Асе
Тургеневой. В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной
Африке. Вернувшись из этого путешествия весной 1911 году в Россию
Белый пишет "Путевые заметки" - самое светлое произведение из всех
им написанных. В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу, где живет
до 1916 года, изредка наезжая в Россию.
В сентябре 1916 Белый возвращается на родину. Россия ожидает его. С
Россией Белый переживает ее самое трагическое время:
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия,
Безумствуй, сжигая меня!..
Россия, Россия, Россия,
Мессия грядущего дня!
"Родине"
Это написанное в августе 1917 года самое знаменитое из стихотворений
Белого точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма.
В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму "Первое
свидание" - реквием по сгоревшему в буревой стихи миру, по своей
молодости, по гибнущей русской культуре.
"Первое свидание" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше
начинается "путь нисхождения".
В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной Белым
эпопеи "Москва".
"Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства, в которых
художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества...
Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому", признавался Белый, и
действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его
человеческой и писательской натуры.
Последние годы жизни Белого не составляют исключения, скорее даже
наоборот: пробуются все новые формы, жанры, стили, писатель сочетает
работу над "Москвой" с путевыми заметками "Ветер с Кавказа" и
"Армения", с трудами по стиховедению, философскими этюдами и
культурологическими опытами, обращается к театральным
инсценировкам и даже киносценарию.
Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как
завершение целой эпохи. Но им же было очевидно, что созданная Белым
проза оставила глубокий след в творчестве многих, способствовала
появлению так называемой "орнаментальной прозы".
Литература:
Андрей Белый. Сочинения.
Андрей Белый. Стихотворения и поэмы. Андрей Белый. О себе как о
писателе.
В. Пискунов. "Сквозь огонь диссонанса".



Examer.ru
© 2006-2017 Поступим.ру Информация:
О проекте
Контакты

Регистрация на сайте
Статистика сообщества
Пользовательское соглашение
Разделы:
Форум сообщества
Коллективный блог
Материалы для учебы
RSS:
RSS форума
RSS блога

Шпаргалки на экзамены
Сочинения по литературе