Главная
Поиск репетитора
Коллективный блог
публикаций
Форум (обсуждаем ЕГЭ 2021)
тем и сообщений
Для учебы
Ответы на экзамены
Топики по английскому языку
Топики по немецкому языку
Рефераты по литературе
Психологическая подготовка
Рефераты по история
Доклады по знаменитым личностям
Биографии писателей и поэтов
Орфографии и пунктуации
Экзамен по рус. языку и литературе
Letyshops [lifetime]

Последние публикации в коллективном блоге:


Посещаемые разделы форума:
ЕГЭ 2021, ВУЗы России



Последние обсуждаемые темы на форуме:








Биографии / Окуджава Б.Ш.

Биографии писателей и поэтов


Окуджава Б.Ш.

Окуджава Ьулат Шалвович

(род в 1924 г) -поэт, прозаик, драматург, композитор.
Б. Ш. Окуджава родился в Москве. Его родители - партийные работники - были репрессированы (отец расстрелян в 1937 году). Семнадцатилетним добровольцем в 1942 году ушел на фронт. Был ранен, потом демобилизован. В 1950 году закончил филологический факультет Тбилисского университета. Затем работал учителем в школах Калужской области. После реабилитации родителей вернулся в Москву, работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", в "Литературной газете".
Первые его песни появляются в 1956 году и уже к началу 60-х годов получают широкую известность. Изданы сборники стихов Окуджавы "Лирика" (1956), "Острова" (1959), "Веселый барабанщик", "По дороге к Тинатин" (1964), "Март великодушный" (1967), "Арбат, мой Арбат" (1976), а также прозаические книги "Фронт приходит к нам" (1967), "Прелестные приключения" (1971), "Девушка моей мечты" (1988). Исторические повести и романы - "Бедный Авросимов" (1969), "Похождения Шилова"
(1971), "Путешествие дилетантов" (1976, 1978), "Свидание с Бонапартом" (1983) - изданы во многих странах мира.
Поэтический мир Окуджавы создается не по законам бытового правдоподобия, а по "образу и духу своему". Моделью этого мира, где сложно отражались и законы самой жизни, и представления поэта о человеке, стал мир арбатских переулков и дворов. "Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое Отечество, ты и радость моя, и моя беда", - пел Окуджава, и было ясно, что с образом Арбата связаны все его эмоциональные и этические представления.
Герой Окуджавы потому и оказался подготовлен к войне, что в его сознании уже существовали определенные представления о жизни: на "теплых камнях" арбатского двора оттачивались законы братства. Это там над подростками витал дух "комиссаров в пыльных шлемах", там всемогущество короля измерялось его способностью к верности и спасением друга, там похороны снежной бабы вызывали в сознании образ овдовевшей женщины и чувство сострадания: "будьте, дети, добры и внимательны к женщине..." "Тот самый двор, где я сажал березы..." - вспомнит позднее Окуджава и вслед за тем расскажет о самом главном, чем еще в юности одарила его судьба:

Тот самый двор, где я сажал березы,
был создан по законам вечной прозы
и образцом дворов арбатских слыл;
там, правда, не выращивались розы,
да и Гомер туда не заходил...
Зато поэт Глазков напротив жил.

Друг друга мы не знали совершенно,
но, познавая белый свет блаженно,
попеременно - снег, дожди и сушь,
разгулы будней и подъездов глушь,
и мостовых дыханье, неизменно
мы ощущали близость наших душ...

Эта близость переживаемых чувств стала эмоциональным фундаментом всего творчества Окуджавы. Поэт писал:

Человек стремится в простоту
Через высоту.

Главные его учителя
Небо и Земля.

Поэтические метафоры Окуджавы были новы именно в силу своего двойного притяжения - к Земле и Небу одновременно. Они были в жизни, в быту, легко узнаваемы и очень конкретны. Полночные троллейбусы, солдатские сапоги, бумажные солдатики, синие шторы, метель, которая "кричит, как зверь, протяжно и сердито", - все знают это. Казалось, что все это лежит под ногами, взято поэтом на ходу, подхвачено на лету. Переход к художественному обобщению совершался легко: он был незаметен.
Кроме этого, был важен и способ общения с читателем. На фоне назидательных интонаций искусства 50-х годов Окуджава поражал тем, что жаждал не учить, а учиться; не отвечать на вопросы, а решать их со всеми и вслух. С годами стало ясно, что это не от возраста, а от склада его поэтического мироощущения: он хотел сопереживания, сочувствия, объединяющего всех настроя, совместимости.
В любом произведении Окуджавы можно найти вопрос, как бы предложенный для всеобщего обсуждения, и одновременно ненавязчиво заявленную собственную позицию.

Виноградную косточку в теплую землю зарою,
и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, и друзей созову,
на любовь свое сердце настрою..
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Однако у поэта был компас, который помогал ему вести читателя по определенному пути. Таким компасом стало его ключевое понятие - надежда.
Надежда начиналась не с "гордых гимнов", а со звуков печальных и простых. Она имела конкретный образ, впрочем меняющийся. Окуджава на разные лады играл с этим словом. Менялись метафоры: то это была невозможность поверить в гибель лучших ребят свое! о двора; то образ-символ - "веселый барабанщик", то монументальные "часовые любви", которые идут неизменно... Рассказ о надежде, которая никогда не оставляет человека, стал внутренним сюжетом всех песен Окуджавы. Подлинность его вере придавала способность, поэтизируя действительность, видеть в то же время драматическую подкладку жизни, именно не изнанку жизни, а ее подпочвенные, сложные, проникающие друг в друга и друг от друга неотрывные процессы:

Ведь у надежд всегда счастливый цвет,
надежный и таинственный немного...

И тут же:

... особенно, когда глядишь с порога,
особенно, когда надежды нет.

В отношениях Окуджавы с читателями не было ни фамильярности, ни наигрыша: за всем стояло ощущение общности - "мы". Оно могло быть вынесено наверх, как в песне "До свидания, мальчики" ("Ах, война, что ж ты сделала, подлая, стали тихими наши дворы..."); оно могло уйти вглубь, отозвавшись чувством вечной причастности к безымянным солдатам, не вернувшимся с войны, к первым комсомолкам, ко всем безответно влюбленным, разлученным, обрученным - так было в "Песенке о комсомольской богине", "Песенке об открытой двери", в песнях "Дежурный по апрелю", "Я пишу исторический роман".
Стремление говорить с читателем "как с самим собой, в доверительных тонах", чтобы "в душу... проникнуть и поджечь", создавало особую, напряженно-эмоциональную атмосферу стихов Окуджавы За их непритязательным изяществом, за их ненавязчивой предположительностью открывалась необычная и властная сила: Окуджава приобщал читателя к своему чувству, своему настроению, своей этической оценке.

Давайте горевать и плакать откровенно,
то вместе, то поврозь, а то попеременно...
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибаться снова...

Эмоциональный заряд стихотворений Окуджавы побуждал не только усваивать то, что хотел внушить поэт, но и идти дальше в том, казалось, единственно возможном направлении, которое он подсказывал Так, гимном многих поколений стала "Старинная студенческая песня" с ее рефреном: "Возьмемся за руки, друзья...", где понятие "мы" разрослось до вселенской метафоры.
Все ощущали, что Окуджава имеет свои, не совпадающие с расхожими, представления о жизни. Не все и не сразу поняли серьезность философии человеческого существования, которая стояла за его поэтическими метафорами. Мнимая простота поэзии Окуджавы как бы не требовала дополнительных усилий, чтобы понять ее. Все, казалось, было ясно: "надежды маленький оркестрик", "часовые любви", "мне надо на кого-нибудь молиться" и, наконец, такое успокаивающее, такое понятное - "давайте говорить друг другу комплименты".
С увлечением распевая малопонятную, казалось бы, но обаятельную песенку о голубом шарике - "Девочка плачет - шарик улетел" (1957), читатель сначала почти не задумывался над тем, что значил образ голубого шарика в художественном мире Окуджавы Между тем этот смысл был допроявлен в другом стихотворении тех же лет:

Ах ты, шарик голубой,
грустная планета,
что ж мы сделали с тобой,
для чего все это?

Так образ голубого шарика разрастался до символа. И Окуджава написал еще одно горькое и предостерегающее стихотворение, без которого его творчество 60-80-х годов попросту непонятно.

Земля изрыта вкривь и вкось,
ее сквозь выстрелы и пенье
я спрашиваю:
"Как терпенье?
Хватает? Не оборвалось?
Выслушивать все наши бредни:
Кто самый первый, кто
последний?.."
Она мне шепчет горячо:
"Я вас жалею, дурачье!
Пока вы топчетесь в крови,
пока друг другу глотки рвете,
я вся - в тревоге и заботе...
Изнемогаю от любви!
Зерно спалите - морем трав
взойду над мором и разлукой,
чтоб было чем нап олнить брюхо,
покуда спорите, кто прав".

Мы все трибуны, смельчаки,
все для свершений народились,
а для нее - озорники,
что попросту от рук отбились.

Мы для нее, как детвора,
что средь двора друг дружку валит
и всяк свои игрушки хвалит...
Какая долгая игра!

Опубликованное лишь в конце 80-х годов, стихотворение это не случайно пролежало так долго в столе: мучившие поэта вопросы приобретали неразрешимо-философский оттенок, свидетельствовали о глубоко продуманных размышлениях поэта о социальной и нравственной жизни.
Умом понимая правду людей "здравого смысла", Окуджава, как и прежде, продолжает стоять на своем:

Я прошу не о вечном блаженстве -
о минуте возвышенной пробы,
где возможны, конечно, утраты и отчаянье даже.
Но чтобы -
милосердие в каждом движении и красавица
в каждом окне.


Источник: "Литература. Справочник школьника", М.: "Слово", 1997 г.

*******************************************************************************************

Окуджава
Булат Шалвович (р. 9.5.1924, Москва), русский советский поэт. Член КПСС с 1955. Окончил Тбилисский университет (1950). Участник Великой Отечественной войны. Печатается с 1953. Основные мотивы лирики (сборники "Острова", 1959; "Весёлый барабанщик", 1964; "Март великодушный", 1967, и др.) - фронтовые впечатления, романтика повседневных отношений. Стиху О. свойствен сплав патетических и разговорных интонаций. Автор и исполнитель лирических песен. Выступает как прозаик (повесть о П. И. Пестеле "Глоток свободы", 1971, под названием "Бедный Авросимов", 1969; сатирическая повесть из эпохи середины 19 в. "Мерси, или Похождения Шипова", 1971, и др.) и киносценарист.
Лит.: Красухин Г., "То грустен он, то весел он...", "Вопросы литературы", 1968, Ї9; Куняев Ст., Инерция аккомпанемента, там же; Соловьев В., "По чертежам своей души", "Звезда", 1968, Ї 5; Шторм Г., История принадлежит поэту..., "Литературная газета", 1969, 8 окт.

*******************************************************************************************

Окуджава Булат Шалвович
(1924, Москва — 1997, Париж), поэт, писатель, исполнитель собственных песен. Родился на Арбате, там же в д. 43 провёл своё детство. Отец, ответственный партработник, в 1937 был расстрелян, мать заключена в лагерь. Жил у родственников в Тбилиси, откуда добровольцем в 1942 ушёл на фронт; в 1945—50 учился на филологическом факультете Тбилисского университета. После окончания университета до 1955 преподавал русский язык в сельской школе под Калугой (в Калуге в 1956 вышел первый сборник его стихов «Лирика»). После реабилитации матери в годы «оттепели» получил возможность вместе с ней поселиться в Москве (Краснопресненская набережная, д. 1/2); работал в отделе поэзии «Литературной газеты». С середины 50-х гг. начал исполнять под гитару собственные песни — сначала в узком кругу друзей, затем публично; его песни быстро снискали поистине всенародную любовь и вызвали резкую критику в официальной прессе за «камерность» и «аполитизм»; критике подверглась и опубликованная в 1961 в альманахе «Тарусские страницы» автобиографическая повесть Окуджавы о войне «Будь здоров, школяр!» (2 изд., 1987). Автор исторических романов, сочетающих глубину и парадоксальность мысли с изобретательностью композиции и изяществом слога («Глоток свободы», 1969; «Похождения Шипова», 1972; «Путешествие дилетантов», 1976; «Свидание с Бонапартом», 1985), автобиографического романа «Упразднённый театр» (1995), многочисленных сборников стихов («Острова», 1959; «Посвящается Вам», 1988; «Зал ожидания», 1996, и др.). Поэзию Окуджавы отличают доверительная лирико-индивидуальная интонация, мотивы традиционного городского романса, воспевание простых человеческих чувств — дружбы, взаимопомощи, любви, дух противостояния «маленького человека» с его тонкостью чувств, ранимостью и порядочностью бездушию «большой» государственной машины. Особое место в поэзии Окуджавы наряду с военной тематикой занимает тема Москвы, старого Арбата как символов неувядаемо-прекрасной и неистребимой московской «ауры», вечно новой жизни простых москвичей, своеобразных заповедников отечественной культуры («Синий троллейбус», «Часовые любви», «Московский муравей», «Песенка о московском муравье», «Живописцы, окуните ваши кисти...», «Ах, Арбат, мой Арбат...» из одноименного сборника, 1976, и др.). Окуджава — один из наиболее ярких представителей «шестидесятников», создатель нового поэтического образа древней столицы. С середины 60-х до начала 70-х гг. Окуджава жил на Ленинградском шоссе (д. 86, корпус 2), затем — в Безбожном (ныне Протопоповский) переулке (д. 16, кв. 60).
Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Л.Б. Либединская.

********************************************************************************************

Окуджава Булат Шалвович (1924 - 1997), поэт, прозаик.
Родился 9 мая в Москве в семье партийного работника, репрессированного в 1937, когда сыну было 7 лет. Учился в школе, которую окончил в 1941.

В 1942 Окуджава добровольцем уходит на фронт, был ранен, затем демобилизован. Первое стихотворение было написано на фронте - - "Нам в холодных теплушках не спалось" (1943). Свои песни поэт начал писать в 1950-е.

После войны окончил Тбилисский университет, филологическое отделение (1950). Работал учителем в Калужской области, где появилась его первая книга стихов "Лирика" (1956).

В 1956, после реабилитации родителей, возвращается в Москву.

В 1957 вся столица, а за ней и вся страна, запела Окуджаву: "Полночный троллейбус", "Сентиментальный вальс", "Король", "Песенка о солдатских сапогах", "Не бродяги, не пропойцы", "Ванька Морозов", "Веселый барабанщик" и многие другие. По стране ходило множество любительских магнитофонных записей песен Окуджавы в его исполнении.

В 1960-е выходят сборники стихотворений: "Веселый барабанщик", "Март великодушный". В 1961 была написана повесть "Будь здоров, школяр!". Окуджава обращается к исторической прозе: в 1969 была напечатана повесть "Бедный Авросимов" ("Глоток свободы", 1971).

Романы Окуджавы "Путешествие дилетантов" (1976 - 78), "Свидание с Бонапартом" (1979 - 83) ставят их автора в ряд лучших русских прозаиков.

Окуджава был автором сценариев известных кинофильмов "Верность", "Женя, Женечка и Катюша", а также песен к популярному кинофильму "Белорусский вокзал" и др.

Последний поэтический сборник "Чаепитие на Арбате" вышел в 1996.

13 июня 1997 Окуджава умер в парижской клинике. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.






© 2006-2021 Поступим.ру Информация:
О проекте
Контакты

Регистрация на сайте
Статистика сообщества
Пользовательское соглашение
Разделы:
Поиск репетитора
Форум сообщества
Коллективный блог
Материалы для учебы
ЕГЭ 2021
RSS:
RSS форума
RSS блога

Шпаргалки на экзамены
Сочинения по литературе


phoenix invest феникс инвест феникс инвест отзывы сайт феникс инвест phoenix invest club phoenix invest отзывы феникс инвест клуб феникс инвест сайт