Духовная жизнь человека (сочинение) Добавлено (2009-06-01, 7:14 Pm)
---------------------------------------------
Памятки для ученика. Этапы работы над эссе.
1. Познакомьтесь с предложенными темами
2. Определите, к какой базовой науке относится каждая тема
3. Определите смысл преложенных высказываний, ответив на вопрос: Что хотел сказать автор?
4. Осмыслите проблему в контексте базовых наук, ответив на вопросы:
• С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?
• Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?
5. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:
• имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
• ясно понимаете смысл высказывания ( что хотел сказать автор);
• можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
• владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);
• сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции
6. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:
• Согласен ли я с автором? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?
7. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:
• Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать?
• Какие теоретические обобщения вы должны учесть?
8. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию. Ответьте на вопросы:
• Какими фактами, примерами вы можете подтвердить свое мнение?
• Убедительны ли они?
Добавлено (2009-06-01, 7:16 Pm)
---------------------------------------------
К достоинствам эссе, своего рода дополнительным аргументам в пользу того, что выпускник хорошо знает проблему и уверенно чувствует себя в ее контексте, нужно отнести включение в текст:
1) краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ-экзистенциалист» и др.);
2) имен предшественников автора и его последователей или научных противников;
3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они при¬меняются в эссе;
5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Добавлено (2009-06-01, 7:18 Pm)
---------------------------------------------
Правила написания эссе по обществознанию.
Мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:
1. Соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, экономике, социологии и др.), к которой
относится анализируемая проблема.
2, Содержать узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания,
полученные при изучении курса обществознания.
3, Включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней,
4. Содержать термины, понятия, обобщения, факт,, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом
анализа, проблемой.
5. Характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, внутренним смысловым
единством, возможно парадоксальностью, небольшим объемом.
При выполнении задания на первом этапе работы необходимо:
1. 'Проанализировать высказывание (тему), уяснив смысл.
2. Выявить главную мысль, ключевой тезис и определить свою позицию по отношению к нему. Этот
ключевой тезис необходимо доказать или опровергнуть, подобрав соответствующие аргуменгы.
3. Определить, какие теоретические понятия, термины (а не просто обыденные, житейские суждения)
помогут раскрьггь суть тезиса и собственной позиции.
Начинать эссе следует с четкого определения собственной позиции относительно предлагаемого
суждения, высказывания, проблемы (я согласен, я не согласен, частично согласен и др.). По крайней мере,
сделать это в первой части работы.
Далее уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение, важно раскрыть его основную мысль (определить содержание и сущность). Главное — раскрыть смысл высказывания (возможно фраза — «смысл данного высказывания...»),
Основная часть эссе — относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении
поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из
общественной жизни и личного социального опыта.
Тезис (то, что требуется доказать)
аргументы (факты, примеры, доводы, суждения) +
выводы (B силу каких доказательств тезис верен),
Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
Эссе относится к жанру философской и публицистической прозы, сочетающему индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением. Поэтому форма изложения может бьггь достаточно свободной. Главное — привести аргументированные доказательства (опровержения) рассматриваемого тезиса. Как, правило, достаточно трех доказательств (опровержений) тезиса.
Заключительное предложение — итоги работы. Можно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но
остались нераскрытыми. При написании эссе проверьте свои рассуждения, попробуйте привести контраргументы, опровергающие ваше мнение. Если вы можете это сделать, значит, ваша система доказательств неверна.
Достоинства эссе:
1. Наличие краткой информации об авторе высказывания, включение имен его предшественников.
2, Описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению.
3. Наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в
каком они применяются в эссе.
4. Присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы,
Эссе—
должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной. Не содержать ничего лишнего, включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции. Быть логичным и четким по структуре. Содержать убедительную аргументацию заявленной позиции. Демонстрировать осмысленное использование вами теоретических понятий, терминов и обобщений.
Главное — в эссе оценивается уровень приводимых суждений и аргументов.