Почитайте про задание С8. Как надо выполнять.
Уважаемые коллеги!
30 апреля 2010 года 11 человек в Свердловской области досрочно сдавали ЕГЭ по обществознанию. Несмотря на незначительное количество работ, можно увидеть некоторые проблемы, связанные с подготовкой к ЕГЭ.
Самым проблемным является новое задание под номером 8 в части «С», требующее составления сложного плана по определенной проблеме. Из 11 учащихся, досрочно сдававших ЕГЭ по обществознанию, 7 человек данное задание вообще не выполняли, 4 человека получили «0» баллов. Формулировка задания С 8.
Вариант 1.
«Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Свобода и деятельность человека».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ключ:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются:
-корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
-полнота отражения основного содержания в плане;
-соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов раскрытия данной темы:
1. Свобода личности как важнейшая ценность цивилизованного человечества:
а) Декларация прав и свобод человека;
б) права и свободы в Конституции РФ;
2. Возможна ли абсолютная свобода:
а) свобода и ответственность;
б) внешние и внутренние ограничения свободы.
3. свобода как ситуация выбора в жизнедеятельности человека и общества в целом.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. 2
Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Добавлено (2010-05-08, 10:58 PM)
---------------------------------------------
Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. 1
План не раскрывает предложенной темы.
ИЛИ
Структура плана не соответствует плану сложного типа. 0
Максимальный балл 2
Ответ выпускника № 1:
1) Определить главное в теме.
2) Написать сочинение – рассуждение с тремя определениями, связанными с темой свободы и деятельности.
3) Выразить собственное мнение.
4) Привести 3 примера, связанных с темой из жизни или обществоведческого курса или из истории.
5) Сделать вывод.
Оценка первого эксперта – 0 баллов
Оценка второго эксперта – 0 баллов
План не раскрывает предложенной темы.
Ответ выпускника № 2:
1. Вступление:
1.1. Определение свободы.
1.2. Определение деятельности.
1.3. Соотнесение п.1.1. и п.1.2.
2. Рассуждение по теме:
2.1. Своя точка зрения, отношение.
2.2. Аргументы, примеры для п.2.1.
3. Заключение.
Оценка первого эксперта – 0 баллов
Оценка второго эксперта – 0 баллов
План не раскрывает предложенной темы.
Вариант 2.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Юридическая ответственность».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ключ:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются:
-корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
-полнота отражения основного содержания в плане;
-соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов раскрытия данной темы:
1. Понятие юридической ответственности.
2. Признаки юридической ответственности:
а) налагается за правонарушение;
б)приводит к неблагоприятным последствиям;
в) возлагается от имени государства;
г) сочетается с государственным принуждением.
3. Цели юридической ответственности:
а) кара правонарушителя;
б) перевоспитание правонарушителя;
в) предупреждение других лиц от совершения правонарушений;
г) восстановление положения потерпевшего.
4. Принципы юридической ответственности.
5. Виды юридической ответственности:
а) уголовная;
б) административная;
в) гражданско-правовая;
г) дисциплинарная;
д) материальная.
6. Основания освобождения от юридической ответственности.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. 2
Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. 1
План не раскрывает предложенной темы.
ИЛИ
Структура плана не соответствует плану сложного типа. 0
Максимальный балл 2
Ответ выпускника № 3:
«Юрист – человек с юридическим образованием, правовед, практический деятель в области права. В РФ им вправе пользоваться лишь специалист, который имеет соответствующее юридическое образование с квалификацией и магистры. Они также несут юридическую ответственность.
Способность юридического лица возникает в момент государственной регистрации и прекращается в момент ликвидации. А дееспособность – возникает в момент государственной регистрации и прекращается в момент ликвидации, но может быть ограничена действием лицензии».
Оценка первого эксперта – 0 баллов
Оценка второго эксперта – 0 баллов.
Выпускник не верно понимает понятие «юридическая ответственность», план как таковой отсутствует.
Добавлено (2010-05-08, 10:58 PM)
---------------------------------------------
Ответ выпускника № 4:
1. Что такое «юридическая ответственность»?
2. С какого возраста вступает в силу?
- ограничение по возрасту;
- физические и моральные ограничения.
3. Требования.
Оценка первого эксперта – 0 баллов. Структура ответа не соответствует плану сложного типа, есть попытка конкретизировать только один пункт № 2 через подпункты, но подпункты по содержанию шире, чем сам пункт; пункт 3 не раскрывает суть темы.
Оценка второго эксперта – 1 балл. Формулировки пунктов плана корректны, два первых пункта соответствуют теме, раскрывают ее смысл. Отдельные вопросы, существенные для данной темы упущены. Структура ответа соответствует структуре сложного плана.
Общие выводы:
1. Учащиеся могут не знать, что такое план, а просто писать тезисы по теме (пример ответа № 3). План предполагает определенную нумерацию.
2. Учащиеся могут не знать, что такое план сложного типа (пример ответа № 1). Такой план содержит не менее трех пунктов, два или более из которых детализированы в подпунктах.
3. Учащиеся могут составить план, относящийся к любой теме (пример ответа № 1 и 2), никак не раскрывая смысл предложенной темы.
4. Учащиеся могут разрывать на две части тему, по которой предложено составить план (пример ответа № 3 «юрист» и «ответственность», а не «юридическая ответственность»; пример ответа № 2: «свобода» и «деятельность», а не «свобода в деятельности человека»).
5. Учащиеся могут некорректно формулировать некоторые пункты плана (пример ответа № 4 – «требования»?).
6. Учащиеся могут при детализации пунктов плана в подпунктах допускать не соответствие одного другому (пункт в ответе № 4).
Досрочный экзамен показал, что при выборе темы эссе учащиеся не обращают внимания на то, к какой содержательной линии обществознания относится выбранное ими высказывание, а это уже подсказка к пониманию сущности высказывания и основание для использования научной терминологии при раскрытии темы.
Педагогам необходимо обратить внимание на новые критерии оценки эссе:
Среди критериев, по которым оценивается выполнение заданий С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 - 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2 и К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
№ Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт 2
Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании. 1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании 0
К2 Представление и пояснение собственной позиции
Представлена собственная позиция с аргументацией 1
Представлена собственная позиция без пояснения.
ИЛИ Собственная позиция не представлена. 0
К3 Уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал 2
Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала.
ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений. 1
Суждения и аргументы не приведены. 0
Максимальный балл 5
Мнение о том раскрыт или не раскрыт смысл высказывания достаточно субъективно, но одним из критериев раскрытия смысла высказывания является рассуждение, относящееся к той содержательной линии, в рамках которой выделено высказывание.
При использовании новой критериальной системы результат во многом зависит от аргументации с опорой на теоретические положения и фактический материал.
04.05.2010 Члены экспертной комиссии
www.ege66.ru