Много нападают на молодежь. “Она поглощена спортом”. “Она отшатнулась от гуманитарных предметов и погрузилась в условные техникумы”. “Она не бережет чистоту языка и наполняет его всякими нелепыми, выдуманными выражениями”. “Она уходит от семьи”. “Она предпочитает танцы”. “Она избегает лекций”. “Она не хочет читать”. Мало ли что говорят про молодежь. В каждом случае, наверное, были какие-то поводы высказать одно из приведенных тяжких обвинений. Даже в ежедневной прессе постоянно можно встречать факты, как бы подтверждающие сказанное. Допустим, что все это так и есть. Но если мы посмотрим в причины происходящего, то ведь прежде обвинения молодежи нужно призвать к ответу старшее поколение. Много ли сердечности в семье? Притягательна ли домашняя обстановка? Есть ли возможность серьезных устремлений среди быта современности? Есть ли что-то ведущее и восхищающее в трудной домашней обстановке? Прилежит ли само старшее поколение гуманитарным предметам? Кем указана дорога в техникумы? Кто прокурил дом свой? Молодежь ли наполнила домашнее вместилище спиртными напитками? Хотят ли в семье говорить с молодежью? Устремлена ли семья к будущему? Где именно рождается равнодушие к добру и злу? Где начинается рассадник осуждения? Где впервые услышала молодежь анекдоты кощунственные? Где впервые слышат много разрушительного и очень мало созидательного? Потому, вместо осуждения молодежи, посмотрим, так ли она плоха, как часто досужие языки болтают?
Спросим себя: “Знаем ли мы молодежь, истинно трудящуюся?” — Конечно, знаем. “Знаем ли мы молодежь, несущую в семью все свои заработки?” — Конечно, знаем. “Знаем ли мы молодежь, сердечно мечтающую о будущем?” — Конечно, знаем. “Знаем ли мы молодежь, устремленную к серьезным книгам и обсуждениям?” — Конечно, знаем. “Знаем ли мы молодежь, которая умеет жить в согласии?” — Конечно, знаем. “Знаем ли мы молодежь, устремленную к поискам прекрасным?” — Конечно, знаем. И так, мысленно, перебирая все лучшие высоты человеческие, мы на каждой из них найдем и прекрасное выражение молодежи. Эти труды молодежи не будут относиться лишь к одной какой-то стране. Они будут раскинуты по всему миру.
С радостью вспоминаешь, как в Париже сходятся просвещенные молодые труженики. Как глубоко устремлены они именно к высоким человеческим задачам. Мы знаем, как им безмерно трудно, знаем, как им приходится преобороть и условия страны и домашнего быта, и тем не менее они находят в себе неисчерпаемые силы идти путями верхними. Находят в себе неутомимость утверждать добрые вехи. И все это благо творится среди несказуемых трудностей. И все-таки благо творится, и все-таки, когда вы хотите вспомнить о чем-то радостном, — вы вспоминаете о таких утверждениях молодого поколения.
Вспоминаем и другое, где содружества молодежи нередки. Тоже все трудящиеся, добывающие хлеб упорной и тяжкой работой, а по вечерам ободренные и приодетые, слетаются они, чтобы омыться в живой воде философии, науки, искусства. Они так привыкают жить общими стремлениями, что даже пробуют селиться вместе маленькими общинами.
Помнятся три комнаты. Живут в них восемь девушек. Все трудящиеся. Кто продавщица, кто секретарит, кто стенографит или работает на фабрике. Спрашиваем:
— Давно ли живете вместе?
— Три года.
— А много ли раз ссорились? — Смеются...
— Не приходилось.
Разве это по нынешним временам не чудо, чтобы люди могли собраться из разных областей. Могли бы после трудной работы, утомленные, сходиться вместе и не только не ссориться, но и оживлять и обогащать друг друга высокими возможностями! А сколько вдохновенных и убежденных суждений можно слышать именно от молодежи. А кто же так сердечно встает за правду и возмущается несправедливостью, как не молодые сердца!
Как только осмотримся без предубеждений, так сейчас же найдутся во множестве прекрасные знаки и
самоотвержения, и стремления к познанию и любви к прекрасному. Тем, кто вообще осуждает молодежь, нужно оберечься от брюзжания. Наверное, они видят, что во многих областях современная жизнь мятется и безобразит
-
1) Много нападают на молодежь. (2) "Она не хочет читать" (3) "Она не бережет чистоту языка и наполняет его всякими нелепыми, выдуманными выражениями". (4) "Она уходит от семьи". (5) "Она предпочитает танцы". (6) Мало ли что говорят про молодежь. (7) В каждом случае, наверное, были какие-то поводы высказать одно из приведённых тяжких обвинений. (8) Даже в ежедневной прессе постоянно можно встречать факты, как бы подтверждающие сказанное. (9) Допустим, что все это так и есть. (10) Но если мы посмотрим в причины происходящего, то ведь прежде обвинения молодежи нужно призвать к ответу старшее поколение.
(11) Много ли сердечности в семье? (12) Притягательна ли домашняя обстановка? (13) Есть ли возможность серьезных устремлений среди быта современности? (14) Есть ли что-то ведущее и восхищающее в трудной домашней обстановке?
(15) Кто прокурил дом свой? (16)Молодежь ли наполнила домашнее вместилище спиртными напитками? (17) Хотят ли в семье говорить с молодежью? (18) Устремлена ли семья к будущему? (19) Где именно рождается равнодушие к добру и злу? (20) Где начинается рассадник осуждения?(21) Где впервые услышала молодежь анекдоты кощунственные? (22) Где впервые слышат много разрушительного и очень мало созидательно¬го? (23) Потому вместо осуждения молодежи посмотрим, так ли она плоха, как часто досужие языки болтают?
(24)Спросим себя: "Знаем ли молодежь, истинно трудящуюся?" (25) – Конечно, знаем. (26) "Знаем ли молодежь, несущую в семью все свои заработки?" (27)– Конечно, знаем. (28) "Знаем ли мы молодежь, сердечно мечтающую о будущем?" (29) – Конечно, знаем. (30)"Знаем ли мы молодежь, устремленную к серьезным книгам и обсуждениям?" – (31) Конечно, знаем. (32)"Знаем ли мы молодежь, которая умеет жить в согласии?" (33) – Конечно, знаем.(34) "Знаем ли мы молодежь, устремленную к поискам прекрасного?" – Конечно, знаем .(35) А сколько вдохновенных и убежденных суждений можно слышать именно от молодежи. (36)А кто же так сердечно встает за правду и возмущается несправедливостью, как не молодые сердца!
(37)Можно равняться по худшему, и такое равнение будет деградацией. (38) Всякое же равнение по лучшему будет ростом. (39) Если каждый непредубежденный обозреватель найдет так много прекраснейших и трогательных примеров среди молодого поколения, то не так уж трудно подтягивать общественное мнение именно к этим про¬явлениям настоящего блага. (40) Если молодые люди, иногда еще и неопытные, все же так мужественно и вдохновенно противостоят темным силам, то как же бережно нужно поддержать их тем, кто считает себя уже умудренным. (41) А поддержать можно лишь примерами жизни. (42) Никакие разглагольствования отвлеченные не дадут жатвы. (43)Только действия в делах, пример жизни, могут быть убедительными.
текст с первого кима