Впервые о том, что молодые люди стали читать меньше, заговорили в середине 90-х годов. Снижению количества читающих людей способствовали многие объективные факторы: нестабильная экономическая ситуация в стране, повлекшая за собой передел издательского рынка, психологическое состояние большинства граждан, которые думали о хлебе насущном, а не о пище духовной. Вместе с тем, рынок в то время был заполнен низкопробной литературой, что не могло не вызвать протеста у взыскательного читателя.
За последние несколько лет, ситуация на книжном рынке изменилась в лучшую сторону. Но в связи с появлением Интернета проблема отсутствия интереса к книгам у молодежи значительно обострилась. Опасения, что виртуальная альтернатива книгам найдена, хотя и не находят серьезного подтверждения, но тем не менее остаются актуальными.
Однако значительное количество молодых людей продолжают читать книги, находясь в постоянном поиске своего автора, ошибаясь в выборе, открывая для себя новые миры и, наконец, приходя к тому, что искали. И это – замечательно!
Итак, что и почему читает наша молодежь? Прежде всего, сразу бы хотела отметить, что данные рассуждения носят весьма субъективный характер.
Я не использовала различного рода опросы, не проводила анкетирования. Это только мои личные наблюдения, беседы со студентами, старшеклассниками, информация, полученная в дружеских беседах. Поэтому, не судите строго, дорогие друзья, и возражайте, если Вы со мной не согласны.
Прежде всего, начнем с классических произведений. Надо сказать, что экранизация литературной классики российскими кинематографистами принесла положительные плоды в виде повышения у молодежи интереса к русской классической литературе. Примером может служить «Идиот» Ф.М. Достоевского, «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака, и, конечно же, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Говоря о последнем произведении, нужно отметить, что молодежь увлечена им и как великой историей любви, и как своеобразной трактовкой автором Нового Завета, в результате чего произошло очеловечивание образа Христа. Бесспорно,читательское внимание привлекают Воланд и его свита. Все это вкупе сыграло свою роль в том, что интерес к «Мастеру и Маргарите» не падает.
После выхода голливудского фильма «Лолита» возрос интерес к произведениям В.В. Набокова, но, на мой взгляд, это было связано скорее с пикантным сюжетом «Лолиты», а не с пониманием многогранности творчества этого талантливого писателя.
Пользуется популярностью Александр Куприн, особенно такие произведения, как «Суламифь», «Гранатовый браслет», «Юнкера» и «Яма». В этих произведениях молодые люди продолжают искать для себя понятия идеальной любви, формируют свои представления о чести и справедливости, социальных проблемах общества – то, о чем Куприн написал так деликатно, и вместе с тем так пронзительно.
Ситуация с поэзией обстоит похуже. Пожалуй, тут можно говорить только о поэтах Серебряного века. Лидируют Есенин, Ахматова и Цветаева. Изредка Гумелев, хотя, на мой взгляд, его циклы об Африке и конкистадорах должны быть интересны молодым.