/ Список вопросов
  
Авторская песня (на примере одного-двух произведений любого автора).
       Булат Окуджава — признанный основоположник авторской песни. 
Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращается не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь («Полной, ный троллейбус»). 
Полночный троллейбус плывет по Москве, 
Москва, как река, затухает, 
И боль, что скворчонком стучала в виске, 
стихает, 
стихает. 
Через текст стихотворения проходит развернутая метафора: троллейбус уподобляется кораблю; синий троллейбус (казалось бы, чисто внешняя деталь). Затем упоминается «крушение»: смысловой акцент приходится на человеческие чувства, на страдания разных и незнакомых людей. И уже все пассажиры становятся «матросами», троллейбус «плывет», а город сравнивается с рекой. Расширение смысла — главный прием Окуджавы (развернутое сравнение). Особый балладный ритм стихотворения создается за счет усеченной строки и ее повторов. 
Окуджава заново открыл Москву, не парадную, а таинственный город, несущий в себе память о простых людях, об их трагических судьбах. 
Ах, Арбат, мой Арбат, 
Ты — мое призвание. Ты — и радость моя, 
И моя беда. 
(«Песенка об Арбате») 
Опять расширение смысла. Небольшая улочка — источник размышлений о высших ценностях, истинных идеалах. Идеалах, верность которым не порабощает человека, а наполняет его жизнь духовным содержанием. «Ты, — моя религия». 
Военная тема выражена в песне «Ленька Королев» . 
Потому что на войне, хоть и правда стреляют — Не для Леньки сырая земля, 
Потому что (виноват), но я Москвы не представляю Без такого, как он, короля. 
Соединение разговорности и напевности. В песне нет военных сражений, подвигов. «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее». «До свидания, мальчики!», «Ах, война, что ж ты сделала, подлая...». Гуманистические принципы. 
Настоящих людей так немного! Все вы врете, что век их настал. Посчитайте и честно и строго, Сколько будет на каждый квартал... На Россию — одна моя мама, Только что ж она может одна? 
Честное стремление поэта найти духовную опору в советской истории, в романтике военных лет, в оптимистических ожиданиях «отдельной» поры после XX съезда сочеталось в его сознании с трезвым пониманием реальной жизни, с неприятием бездумной «веры в светлое будущее». Недовольство поэта окружающей действительностью — проявление глубокой духовной жажды. Перед нами художественное преувеличение. «Одна моя мама» — это сказано и с болью, и с тоской, и с самоиронией: автор не включает себя в число «настоящих людей». Это создает характерный для Окуджавы эффект доверительности. 
«Песенка про черного кота»: 
Он давно мышей не ловит, усмехается в усы, ловит нас на честном слове, на кусочке колбасы. 
Оттого-то, знать, невесел дом, в котором мы живем. Надо б лампочку повесить... Денег все не соберем. 
Аллегорически таинственное обличение «сталинщины». 
Он не удостаивает тирана даже названия по имени, для него Сталин — частный случай вечной, всемирной ситуации, когда страх и малодушие людей, когда невежество и темнота возносят к вершине власти заурядное существо. Смысловая суть песни не устарела и сегодня и не устареет никогда. 
Свои творческие принципы он сформулировал в песне «Живописцы». «Творчество начинается с предельного приближения к повседневной реальности, погружения в обыденность («в суету дворов арбатских»). Это приближение диктуется не рассудком, а живым чувством: «...нарисуйте и прилежно и с любовью...» Любовь к жизни в любых ее проявлениях — вот что в первую очередь объединяет художника со всеми людьми. Художники претворяют наши судьбы по-своему, переосмысливая их («как судьи»). И те люди, для которых творится искусство, часто оказываются непонимающими, «чужими». Не «они», а мы «чужие». Окуджава берет на себя трудную роль посредника между искусством и жизнью, с добродушной ироничностью обещая объяснить, «что непонятно». 
Философская песня «Молитва». Построена на тонком сочетании веры в справедливость мироустройства и тревожного сомнения в этой справедливости («как верит солдат убитый, что он проживает в раю»). Повтор «И не забудь про меня»: «Весь человек, вобравший всех людей, он стоит всех, его стоит любой» (Жан-Поль Сартр). 
Господи мой Боже, зеленоглазый мой! 
Пока Земля еще вертится и это ей странно самой, 
Пока еще хватает времени и огня, 
Дай же ты всем понемногу... И не забудь про меня. 
Исторические песни. Лучшее в нашей истории вечно, оно всегда с нами. «Я пишу исторический роман» . Речь идет не только об исторической прозе — о творчестве вообще. Искусство такая же естественная и полноправная часть жизни, как «роза красная». И право художника на собственное видение и изображение мира — это природный закон. Искусство не может не быть свободным. 
Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить... Так природа захотела. 
Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство. 
С одной стороны — предельная доброжелательность: 
Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться. 
(«Пожелание друзьям») 
С другой — язвительная, изощренная ирония, глубочайший скепсис, сомнение в умственных способностях человечества: 
Дураком быть выгодно, да очень не хочется. Умным очень хочется, да кончится битьем... 
 
 
            
            
 
 
  
     
 • Перейти к списку вопросов » 
  
 |