(1) Вопрос «Кто виноват?» называют чисто русским вопросом, якобы выражающим особенную сущность нашего национального характера. (2) На эту тему без устали острят эстрадные сатирики, глубокомысленно философствуют политтехнологи... (3) У каждого готов свой ответ на заданный еще Герценом вопрос. (4) Огромная наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интеллектуальным потенциалом. (5) А большая часть населения прозябает в бедности! (6) Почему? (7) Кто виноват? (8) Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глубже, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни экономические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главное. (9) Она – в нашем неуважении к человеку. (10) Надо сделать человека высшей ценностью. (11) Мы подсчитываем золотовалютный запас, радуемся, когда на внешнем рынке дорожает нефть, гордимся тем, что снизили уровень инфляции... (12) И что? (13) Что из того обыкновенному человеку? (14) Жила в ветхой избушке пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов, в этой же ветхой избушке она живет и при уровне в 9 процентов! (15) Такие вопросы вызывают у наших уважаемых политиков высокомерно-снисходительную улыбку: дескать, товарищ нас не понимает! (16) Да нет, это вы, отделенные от реальности толстой стеной макроэкономических соображений, не видите микроскопическую клетку общественного организма – живого человека. (17) Неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые двери, равнодушное «Ждите, нам некогда» – все это симптомы самой страшной социальной болезни – пренебрежения к человеку. (18) О человеке никто не думает, когда строится дом, и в космос запускают очередную ракету, и голосуют за какое-то якобы судьбоносное решение. (19) О человеке подумали ровно настолько, чтобы он мог существовать в качестве некоей полезной функции. (20) А раз так, то и человек перестает заботиться об окружающих и ему нет дела до того, кто живет рядом с ним, он считает себя мелкой деталькой в огромной государственной машине, снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде, за порядок на улице, за процветание государства.
(21) Не нужно призывов! (22) Надо просто починить сломанный лифт, а иначе как пожилым людям подниматься на последний этаж? (23) Надо в больничном коридоре поставить кушетку, чтобы больные не стояли в очереди, надо засыпать гравием лужу у остановки, чтобы проезжающие мимо машины не обливали грязью пассажиров... (24) Надо, чтобы человек никогда не чувствовал себя униженным и оскорбленным, тогда поднимется и производительность труда, вырастет уровень благосостояния человека и никто не станет терзаться бессмысленным вопросом «Кто виноват?».
(По В.Тимофееву)
Задания
1. Из предложений 21–22 выпишите слово, образованное бессуффиксальным способом.
2. Из предложений 23–24 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
3. Из предложений 18–19 выпишите все частицы.
4. Из предложений 1–7 выпишите действительное причастие настоящего времени.
5. Из предложения 2 выпишите словосочетание(я) со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
6. Укажите цифрой количество грамматических основ в предложении 23.
7. Среди предложений 8–20 найдите предложения с обособленным приложением. Укажите их номера.
8. Среди предложений 8–17 найдите предложение с обобщающим словом. Укажите его номер.
9. Среди предложений 1–17 найдите предложения с обособленным определением. Укажите их номера.
10. Среди предложений 7–11 найдите безличное(ые) или предложение(я) , которое(ые) включает(ют) безличное(ые). Укажите его (их) номер.
11. Среди предложений 5–22 найдите предложения с придаточным меры и степени.
12. Укажите тип подчинения придаточных в предложении 11.
13. Среди предложений 11–22 найдите предложение с однородным подчинением придаточных.
14. Среди предложений 1–19 найдите предложение с подчинительной и бессоюзной связью.
15. Какое из предложений 1–9 связано с предыдущим с помощью определительного местоимения?
16. Какое средство выразительности используется в предложении 16?
17. В каком из предложений 1–10 встречается фразеологизм?
может стоит прорешать?