Вспомните, Владимир, про два основных параметра, влияющих на тестовый балл. Это "трудности заданий" КИМов и "подготовленности испытуемых". Для количественной оценки этих параметров придумана специальная логарифмическая единица измерения, которая называется логит. Логит - это как бы "разность" между "подготовленностью" выпускника и "трудностью" выполняемого задания. Надеюсь, что все интуитивно понимают, что такое "вероятность события"? Так вот, если испытуемый выполнит упомянутое задание с вероятностью 0,73, то "разность" между его подготовленностью и трудностью задания будет равна 1 логиту.
Скорее всего, Владимир, логиты вам до лампочки, впрочем, как и нам. По жизни они на фиг никому не нужны, но эти самые логиты входят в формулу расчета тестового балла. Вот она, эта зловредная формула:
Ссылка на официальный документ, из которого мы выудили для вас эту красоту, находится в "Полезном" внизу страницы. Обратите внимание на магическую цифру "50", вокруг которой вертятся тестовые баллы. Это она определяет "скатывание" тестового балла к среднему значению как с "верхней", так и с "нижней" части шкалы.
Что мы имеем в сухом остатке?
Чтобы и дальше не утомлять вас, Владимир, математическими подробностями (на что жаловались читатели предыдущей версии рассылки), сразу перейдем к важным для практического применения выводам:
* первичные баллы не имеют ничего общего с оценкой качества знаний. Это как отвлеченные "да" и "нет": выбрал (или угадал?) испытуемый правильный ответ - значит, "да" (1), иначе - "нет" (0);
* точное соответствие между первичными баллами и тестовым баллом может быть установлено только после завершения ЕГЭ;
* 100-балльный результат не вычисляется, а тупо ставится в соответствие "всем выполненным заданиям". С нулевым тестовым баллом та же история.
* Один из вариантов ЕГЭ принимается за базовый. Какой именно - неизвестно, но это и не имеет никакого значения.
* 7-8 тестовых заданий будут совпадать во всех вариантах ЕГЭ. Это "ключевые задания", по которым сложность заданий остальных вариантов приводится к базовому.
* (*) При приближении к верхней границе шкалы тестовых баллов "цена" первичного балла нелинейно возрастает.
* (**) Процедура шкалирования дает не объективную, а относительную оценку знаний (по отношению к другим участникам процедуры).
Прочитайте по буквам отмеченные звездочками пункты, Владимир. На них мы остановимся подробнее.
Чем крепче нервы, тем ближе цель
Начнем с (*), но сначала я напомню вам, что наша с вами главная цель - заработать на ЕГЭ максимально возможный тестовый балл, поэтому мы оставим без внимания нижнюю часть шкалы оценок. В приведенной ниже таблице вы видите данные 2007 года.
На предстоящем ЕГЭ соотношение первичных и тестовых баллов может немного измениться, но характер зависимости останется прежним.
Нужны какие-нибудь комментарии к этой таблице, Владимир? Постройте график по точкам, и вы увидите, насколько круче пойдет подъем в гору с 55 первичных баллов. Для ленивых: http://rus-ege.com/download/gora.zip
Рейтинг - это процентное количество выпускников, получивших по результатам ЕГЭ такой же или более высокий тестовый балл в масштабах РФ. Поступающих в вузы этот параметр должен интересовать в первую очередь.
66 тестовых баллов - это нижняя граница школьной пятерки, которой соответствует рейтинг 86,92. При поступлении в вуз на этом уровне конкуренция достаточно высока, поэтому за критерий успеха мы примем значение 79 тестовых баллов. Обратите внимание, что шкала ТБ имеет разрывы. При всем желании невозможно получить, к примеру, 86 тестовых баллов.
79 тестовых баллов с рейтингом 97,21 и выше - это гарантированное поступление в вуз по результатам ЕГЭ, причем на бюджет. Есть за что бороться, Владимир? Задача стопроцентно решаемая и немного позже мы предоставим в ваше распоряжение нужные инструменты.
Гусь свинье не товарищ
Посмотрите на (**), Владимир. Здесь мы вторгаемся в мутную область педагогических измерений. Чтобы вам не думалось, что вы в дурдоме, замените названия домашних тварей в заголовке словами "КИМы" и "Тесты".
Определения:
ТЕСТ (англ. test - проба, испытание, исследование) в психологии и педагогике, стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого, причем измерить с известной погрешностью.
КИМы - это контрольно-измерительные материалы. Применительно к ЕГЭ - набор заданий "А", "В" и "С", который никем не стандартизован. Измерять что-либо с помощью КИМов в точном смысле этого слова - утопия, т.к. погрешность не определена. Отсюда и проистекает относительность результатов ЕГЭ (**).
Фактически тестовый балл показывает, лучше или хуже других испытуемых вы справились с предложенным набором заданий. Используя КИМы, ЕГЭ в принципе не может дать объективных оценок знаний и умений выпускников. В глобальном смысле это не есть хорошо, НО (никому не говорите!) для абитуриентов это очень даже здорово. Нужно только знать, как этим воспользоваться.
Добавлено (2010-06-02, 9:57 PM)
---------------------------------------------
В среднем "отличники" ошибаются в 20% заданий КИМов, что примерно соответствует 8 ошибкам (пусть будет 7,5). Давайте, Владимир, из любопытства приблизительно подсчитаем (в тестовых баллах) среднюю "цену" этих ошибок.
- максимальный тестовый балл = 100
- максимальная сумма первичных баллов = 60
- условная граница (в тестовых баллах) школьной "пятерки" = 66
- "цена" ошибки (в тестовых баллах) = (100 - 66):8 = 4,25
Вспомним, что ошибка - это нулевой первичный балл. Мифическая "средняя цена" первичного балла при линейном шкалировании составила бы 100:60 = 1,66. Чувствуете разницу между линейным (1,66) и "статистическим" (4,25) шкалированием?
Не будем идеалистами, 100 баллов - это скорее случайность, чем закономерность. Кто бы ни гарантировал вам такой результат - плюньте ему в глаз. Причин здесь несколько, назовем основные.
(1) Фактор случайности: задания на определение лексического значения слова, постановку ударения, разграничение паронимов и некоторые другие проверяют скорее ширину кругозора и общую эрудицию, нежели чем знание правил. От ошибок в этих заданиях не застрахован никто.
(2) Наличие заданий, требующих знания частных случаев, тонкостей и исключений из правил. Мы называем такие задания "ловушками". Хотите пример? - Ирина Васильевна, дайте выпускникам задание из разряда "ловушек".
- С удовольствием. Найдите ошибку в следующем предложении: "Мы с вами не виделись более полугода, и все это время я очень по вам скучал". Ответ найдете в следующем выпуске.
(3) Наличие некоторого количества некорректных ("невычитанных") заданий и ответов. КИМы составляют живые люди, которым свойственно ошибаться.
"...считаю самыми трудными некорректно сформулированные задания, как было у меня то, в котором я ошиблась, -№30. Начало текста было рассуждением, а остальной текст-повествование. В итоге - горе от ума: тот, кто не заметил рассуждения, оказался прав, а у меня 1 ошибка, "съевшая" целых 4 балла. У моей одноклассницы-отличницы такая же ошибка".
Это цитата из письма Ирины Гадыдей. Ее результат на ЕГЭ-2007 - 96 тестовых баллов.
(4) Субъективность экспертных оценок письменных работ. Посмотрите на (1). В этом абзаце присутствует речевой недочет, который эксперт может пропустить, а может посчитать за ошибку и снизить балл. Попробуйте этот недочет обнаружить. По критерию речевых ошибок эксперт может "завалить" практически любого испытуемого.
(5) Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ и ошибки по невнимательности. Читаем: "...хотелось бы посмотреть свою работу и апеллировать по поводу оценки задания B8 в ноль баллов лишь из-за того, что последовательность чисел была вписана без запятых...". Не повезло Евгению Коротаеву, апелляция здесь не поможет.
Важно! Ошибки в простых заданиях снижают тестовый балл гораздо сильнее, чем ошибки в заданиях средней трудности. Оборотная сторона этой медали: первичные баллы за правильно выполненные простые задания дают мизерный вклад в итоговый тестовый балл. Это не я придумал, утверждение принадлежит профессору А.Г. Шмелеву, руководителю официального портала www.ege.edu.ru. Выводы делайте сами.