Военный институт МАИ С первых дней своего образования Московский авиационный институт ведет подготовку командных кадров для Вооруженных Сил страны. Вначале обучение осуществлялось на кафедре военных наук, затем были образованы военная кафедра, с 1994 года — отделение военной подготовки, а с 1995 года — факультет военного обучения.
Распоряжением Правительства РФ 275р от 6 марта 2008 года на базе факультета военного обучения МАИ образованы военная кафедра (ВК) и учебный военный центр (УВЦ).
С 2008 года на военной кафедре осуществляется подготовка офицеров запаса по шести военно-учетным специальностям для Военно-воздушных сил, Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, Финансовой службы Министерства обороны РФ.
Занятия на военной кафедре проводятся с третьего по пятый курс для студентов, обучающихся в течение пяти с половиной лет, и со второго по четвертый курс для студентов с пятилетним сроком обучения. Обучение завершается тридцатидневными учебными сборами студентов в войсковых частях (военных учебных заведениях) и проведением итоговой аттестации.
Зачисление на военную кафедру проводится на добровольной конкурсной основе после заключения с Минобороны РФ Договора об обучении по программе подготовки офицеров запаса по определенной военно-учетной специальности. Договора могут заключить только граждане России, годные по состоянию здоровья к военной службе. Отбор для обучения на военной кафедре осуществляется по результатам прохождения военно-врачебной комиссии, проверки профессиональной и физической подготовленности студентов.
По отдельным специальностям предусмотрено обучение граждан женского пола.
Обучение на военной кафедре дает студенту не только дополнительные знания и навыки, необходимые будущему офицеру запаса, кадра или госслужащему, но и позволяет улучшить свою профессиональную подготовку как гражданского специалиста. Военные дисциплины по изучению устройства и принципа действия вооружения и военной техники, имеющие комплексный характер, помогают студентам четче осознать место и роль того или иного предмета в создании и применении сложных технических систем, а ряд военных дисциплин, имеющих эксплуатационную направленность, закрепить и расширить знания и навыки, полученные на гражданских кафедрах.
После окончания военной кафедры выпускники, освоившие программу подготовки офицера запаса, с 1 января 2008 года на военную службу не призываются. Поступить на службу в Вооруженные Силы России или в другие силовые ведомства после окончания военной кафедры выпускники могут в добровольном порядке.
Учебный военный центр при МАИ проводит обучение студентов по девяти военно-учетным специальностям в интересах Военно-воздушных сил, Космических войск, Ракетных войск стратегического назначения и Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации.
Набор студентов в УВЦ осуществляется на бюджетные места непосредственно при поступлении в МАИ. Граждане, желающие поступить в УВЦ при МАИ должны прибыть в военный комиссариат в котором состоят на учете, написать заявление о желании поступить в УВЦ при МАИ и пройти отбор. Кроме этого предусмотрено зачисление в УВЦ в течение 1, 2, и 3 годов обучения в вузе.
Обучение в УВЦ при МАИ проходит в течение всего срока обучения в институте.
После окончания института выпускники обязаны пройти военную службу на офицерских должностях в течение трех лет.
В период обучения данным студентам выплачивается обязательная ежемесячная дополнительная стипендия и оплачивается военная форма одежды.
По всем вопросам: fvo@mai.ru
Добавлено (2010-07-22, 2:15 PM)
---------------------------------------------
«Авиационная техника»
Возглавляет коллектив факультета декан - Ефремов Александр Викторович, профессор, доктор технических наук, заведующий кафедры 106, начальник НИПССЛ.
Ефремов Александр Викторович - декан факультета "Авиационная техника" МАИ
Факультет "Авиационная техника" организован в числе первых четырех факультетов МАИ в 1930 году. для подготовки инженерных кадров по основным специальностям для авиационной промышленности страны. Явился базой развития других факультетов МАИ.
Факультет N1 готовит инженерные кадры высшей квалификации для проектных, конструкторских и исследовательских подразделений опытных конструкторских бюро (ОКБ) и научно-исследовательских институтов (НИИ). Выпускники факультета в ОКБ - работают над созданием воздушных судов различного целевого назначения: самолетов, вертолетов и других, а в НИИ - исследуют проблемы аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов, занимаются нормированием и проверкой летной годности воздушных судов, анализом эффективности авиационных комплексов.
Ежегодно факультет принимает на обучение до 252 студентов и 15-20 аспирантов, обучает иностранных студентов, проводит стажировку специалистов. Учебный процесс на факультете включает в себя разные виды практик: рабочую, технологическую, конструкторско-технологическую и преддипломную. Часть контингента студентов-пятикурсников факультета (разных специальностей) проходит летную практикуна самолетах и вертолетах на аэродроме "Алферьево" (Волоколамский район Московской области). Факультет выпускает инженеров по специальностям:
* 0713 - "Гидроаэродинамика"
* 0722 - "Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах"
* 1301 - "Самолето - и вертолетостроение"
* 1311 - "Системы обеспечения жизнедеятельности и защиты на ЛА"
* 1314 - "Динамика и управление полетом ЛА"
* 3401 - "Системный менеджмент качества в авиационной промышленности"
На факультете работают специализированные советы ВАК, рассматривающие вопросы присуждения ученых степеней доктора и кандидата технических наук по специальностям 05.07.01, 05.07.02, 05.07.03, 05.07.04, 05.07.09:
ССД 053.04.10 - председатель Совета профессор А.М.Матвеенко[SR1],
Д 053.18.03 - председатель Совета профессор Б.В.Бойцов[SR2].
[SR1] 05.07.01, 05.07.02, 05.07.09
[SR2] 05.07.02, 05.07.03, 05.07.04
В составе факультета имеются следующие общефакультетские подразделения:
* Учебный отдел;
* Кабинет дипломного проектирования;
* НИО-1 - научно-исследовательское отделение;
* КТБД - конструкторско-технологическое бюро дирижаблестроения;
* Лаборатория ПССЛ - пилотажные стенды и системы "самолет-летчик";
* ОМКБ "Аэрокар" - объединенное молодежное конструкторское бюро;
* НПП АМ "Динамик" - научно-производственное подразделение авиационного моделирования;
* ОСКБЭС - отраслевое студенческое конструкторское бюро экспериментального самолетостроения;
* СТО-1 - сектор технического обслуживания вычислительной техники.
На факультете работают (штатно) 28 профессоров, 66 доцентов, 9 старших преподавателей, 4 ассистента. Всего на факультете 24 доктора технических наук, 86 кандидатов технических наук, 61 научный сотрудник, 71 человек инженерно-технического персонала.
Добавлено (2010-07-22, 2:15 PM)
---------------------------------------------
«Двигатели летательных аппаратов»
Возглавляет коллектив факультета декан - Агульник Алексей Борисович, профессор, доктор технических наук.
Агульник Алексей Борисович - декан факультета Двигатели летательных аппаратов МАИ
Факультет создан в 1930 г. и в настоящее время является единственным в мире учебным заведением, в котором ведется подготовка инженеров по всем типам двигателей летательных аппаратов и смежным специальностям. В настоящее время факультет ведет подготовку специалистов по следующим специальностям:
1. Авиационные двигатели и энергетические установки со специализациями:
* Теория, расчет и системное проектирование воздушно-реактивных двигателей;
* Наземное применение авиационных двигателей и энергетических установок;
* Авиационные двигатели внутреннего сгорания;
* Технология производства авиационных двигателей;
* Динамика и прочность двигателей летательных аппаратов.
2. Ракетные двигатели со специализациями:
* Двигатели на жидком топливе;
* Двигатели на твердом топливе;
* Двигатели двухсредных аппаратов;
* Инженерная защита окружающей среды;
3. Электроракетные двигатели и энергетические установки со специализациями:
* Электроракетные двигатели и энергофизические установки;
* Ядерные энергетические установки;
* Солнечные и химические энергетические установки;
4. Плазменные энергетические установки;
5. Авиационная и ракетно-космическая техника со специализацией:
* Криогенные технологии в медико-биологических системах;
6. Стандартизация и сертификация авиакосмической и энергетической техники.
В процессе обучения студенты факультета осваивают фундаментальные курсы по термодинамике и тепломассообмену, гидрогазовой динамике, теории лопаточных машин, теории реактивных двигателей, проектированию и конструированию двигателей и энергетических установок. Практические и лабораторные занятия проводятся на уникальных полноразмерных стендах, а расчеты выполняются с использованием современных компьютерных технологий CAD/CAE/CAM в системах "Компас-График", "Компас-Автопроект", "Компас-Менеджер", "ГРАД" (КАИ), Autodesk Inventor, STATISTICA и др.
На факультете сохраняются и развиваются:
* лучшие традиции российских научных и инженерно-конструкторских школ;
* натурные и модельные испытания модульных элементов всех типов двигателей (внутреннего сгорания, воздушно-реактивных, ракетных, ядерных, плазменных) и энергетических установок;
* поисковые исследования по приоритетным направлениям развития высоких технологий в машиностроении (с участием студентов и аспирантов факультета);
* изучение фундаментальных инженерных дисциплин таких, как:
o термодинамика и тепломассообмен, газовая динамика и многофазные течения, надежность и прочность теплонапряженных элементов и тонких оболочек, ядерная физика, электромагнитная динамика и теория плазмы, компьютерные технологии проектирования, моделирования, инженерных исследований и расчетов;
o использование в учебном процессе отечественных и зарубежных достижений в области авиационного и ракетного двигателестроения, опыт базовых предприятий факультета - лидеров отечественной и мировой авиакосмической отрасли - НТЦ им. Люльки, НПО "Энергомаш", РНЦ "Курчатовский институт";
o тесные партнерские отношения, научные и учебные связи с Международным инженерным университетом, с университетами, исследовательскими центрами и фирмами США, Франции, Германии, Китая, Бразилии, Южной Кореи;
o активное участие в федеральных программах и проектах по развитию наукоемких и экологически чистых технологий, инженерной защите окружающей среды, разработке перспективных транспортных систем и коммуникаций;
o лидирующее положение в исследованиях и изучении гиперзвуковых двигателей и технологий, физико-математических моделей реактивных двигателей и методов их расчета, разработках плазменно-стационарных двигателей и ускорителей, а также энергофизических и технологических установок, использующих ионно-плазменные, электронные, лазерные и криогенные технологиии.
Широко практикуется обучение по индивидуальным учебным планам, а лучшим студентам обеспечивается возможность стажировки за рубежом.
Срок обучения на дневном отделении 5 лет и 6 месяцев и 5 лет по вечерней форме обучения. Для иностранных студентов по указанным направлениям предусмотрено обучение в магистратуре.
Факультет ежегодно выпускает около 320 специалистов. В настоящее время на факультете 150 преподавателей, в том числе 55 профессоров, 73 доцента. Занятия со студентами проводят главные и генеральные конструктора моторостроительных предприятий НТЦ им. Люльки, НПО "Энергомаш", РНЦ "Курчатовский институт".
За годы существования факультет подготовил более двадцати тысяч специалистов. Сочетание специальных знаний, полученных на кафедрах и в лабораториях, с фундаментальной естественнонаучной и гуманитарной подготовкой, дает возможность выпускникам факультета успешно работать в широком диапазоне направлений творческой и административной деятельности в государственных, общественных и комерческих организациях.
Добавлено (2010-07-22, 2:16 PM)
---------------------------------------------
«Системы управления, информатика и электроэнергетика»
Самый многочисленный на сегодняшний день в МАИ факультет, был создан в 1940 году. Первоначальное его название - факультет авиационного оборудования и приборостроения. В 1952 году переименован в факультет приборостроения и автоматики, а в 1960 году в него влился факультет систем управления ЛА (созданный на базе расформированного факультета вооружения и кафедры стабилизации ЛА и автопилотов), который и дал название объединенному факультету. Современное название он получил в 1961 году и очень быстро стал крупнейшим в вузе.
В составе 3-го факультета 11 кафедр
* 301 - Систем автоматического и интеллектуального управления;
* 302 - Автоматизированных систем обработки информации и управления;
* 303 - Приборы и измерительно-вычислительные комплексы;
* 304 - Вычислительных машин, систем и сетей;
* 305 - Автоматизированных комплексов ориентации и навигации;
* 306 - Микроэлектронных электросистем;
* 307 - Технологии приборостроения;
* 308 - Информационных технологий;
* 309 - Теоретической электротехники;
* 310 - Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы;
* 311 - Математическое моделирование.
Также в состав 3-го факультета входит Учебный Центр Компьютерных Технологий при кафедре 311.
На ряде крупных кафедр созданы учебно-научные комплексы с интеграцией учебного и научного процессов, в учебном процессе используются уникальные научно-исследовательские стенды и новейшее оборудование. По различным научным направлениям ведется подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру (защищено более 50 докторских и свыше 500 кандидатских диссертаций), ежегодно выходит 3 - 4 монографии, написанныепреподавателями и сотрудниками факультета. Известно, что техническим вузам сейчас приходится несладко. Это связано и с недостатком финансирования, и с общим падением производства, однако факультет систем управления ЛА всеми силами старается "удержаться на плаву". По словам декана Постникова В. А., третий факультет меньше других привязан непосредственно к авиационной технике, а значит, способен к большей гибкости: за последние несколько лет создан ряд новых специальностей, в частности, по бытовому и медицинскому оборудованию.
Факультет осуществляет подготовку инженеров по 13 специальностям:
* Управление и информатика в технических системах;
* Системы автоматического управления летательных аппаратов;
* Автоматизированные системы обработки информации и управления;
* Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы;
* Вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
* Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем;
* Информационные системы испытаний технических объектов;
* Приборы и системы ориентации, навигации и стабилизации;
* Управляющие, пилотажно-навигационные и электроэнергетические комплексы;
* Электрооборудование летательных аппаратов;
* Инженерное дело в медико-биологической практике;
* Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении;
* Прикладная информатика в информационной сфере;
Добавлено (2010-07-22, 2:17 PM)
---------------------------------------------
«Радиоэлектроника летательных аппаратов»
Факультет радиоэлектроники летательных аппаратов — один из крупнейших факультетов МАИ. Он обладает мощной лабораторно-технической базой, богатыми научными и образовательными традициями. В России сложилась сильнейшая школа радиоэлектроники, признанная во всем мире. Именно высокотехнологические отрасли должны поднять экономику страны, и наш факультет является одним из флагманов грядущих и уже происходящих изменений.
Развитие радиоэлектроники — приоритет XXI века. Она обеспечивает обороноспособность, технологическую независимость, эффективное развитие экономики и управление государством, является составной частью всех производственных технологий, играет роль катализатора развития образования, искусства и всей социальной сферы современного общества.
Радиоэлектронные и телекоммуникационные системы (системы связи, радиолокации, навигации, управления и контроля) играют важнейшую роль в создании авиационных и ракетно-космических комплексов будущего. Важное место в космических разработках занимают программы, направленные на размещение на околоземных орбитах радиоэлектронных систем, обеспечивающих функционирование глобальных коммуникационных, связных, навигационных, теле- и радиовещательных сетей.
Информация, средства ее сбора, хранения, представления и доставки потребителю активно включаются в рыночные отношения. Защита объектов информатизации становится столь же необходимой, как и увеличение емкости ее физических носителей, а частотный диапазон превращается в ресурс не менее важный, чем энергетические.
Даже беглый взгляд на ассортимент продукции предлагаемой в сфере информационных технологий, дает понять важность беспроводных решений, базирующихся на принципах радиоэлектроники.
Поступая на наш факультет, Вы обеспечиваете себе получение высокоинтеллектуальной, увлекательной и престижной профессии, которая, подобно радиоволнам не знает границ. Полученный Вами диплом будет с уважением принят и в России, и за рубежом.
Этот шаг будет первой ступенью к Вашему материальному благополучию и профессиональному росту во благо процветания нашей Родины.
Добавлено (2010-07-22, 2:17 PM)
---------------------------------------------
Аэрокосмический факультет МАИ (6 факультет) – качественное высшее образование
Крупный учебный и научный центр, ведущий подготовку высококвалифицированных инженеров и инженеров-менеджеров для работы в государственных, акционерных и коммерческих организациях аэрокосмической направленности. Высшее профессиональное образование, получаемое в стенах Аэрокосмического факультета МАИ, вызывает заслуженное уважение во всем мире.
Декан факультета – член-корреспондент Российской академии наук, доктор технических наук, профессор О.М. Алифанов.
Среди выпускников кафедр факультета – руководители, генеральные директора и генеральные конструкторы различных организаций, предприятий и учреждений, в том числе в разные годы:
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева – А.А. Медведев,
НПО им. С.А. Лавочкина – К.М. Пичхадзе,
организации "Агат" – В.В. Алавердов,
МКБ "Вымпел" – И.А. Соколовский,
МКБ "Радуга" – И.С. Селезнев,
НПП "Вега-М" – Л.А. Мельников
и многие другие.
Высшее техническое образование на кафедрах факультета получили лётчики-космонавты:
В.В. Кубасов, В.И. Севастьянов, А.И. Иванченков, В.В. Лебедев, П.В. Виноградов, А.Ф. Полещук, А.И. Лазуткин, Ю.В. Усачёв, М.А. Тюрин, Ф.Н. Юрчихин, Н.М. Бударин.
Студентами факультета №6 были разработаны и собраны первые в мире студенческие спутники Земли "Радио-1", "Искра 1" и "Искра 2" которые успешно работали в космосе в 1978 и 1982 годах. Работы по созданию и выведению малогабаритных спутников и наноспутников, разработанных в СКБ, ведутся и в настоящее время. Научно-исследовательская деятельность помогает студентам получить высшее образование вообще и второе высшее образование, в частности.
Аэрокосмический факультет МАИ готовит инженеров-проектантов, конструкторов и системотехников для предприятий и организаций ракетно-космической отрасли и других высокотехнологических отраслей экономики России. Высшее образование инженера-проектанта в аэрокосмической области, помимо специальных предметов, включает глубокое изучение таких дисциплин как информатика, экология, системный анализ, мониторинг и управление, связь и навигация.
На факультете имеются:
* современные учебные лаборатории с подлинными образцами ракетно-космической техники;
* уникальные эксперементальные установки, испытательные стенды и оборудование;
* современные компьютеры и специализированные графические станции.
Высшее образование на факультете
Стандарт высшего профессионального образования, неукоснительно соблюдаемый на факультете, обеспечивает высокое качество высшего образования. Обучение проводится по дневной и вечерней форме.
Качество высшего образования обеспечивается:
* использованием в учебном процессе последних достижений в области аэрокосмической техники, традиционно находящейся на рубежах научно-технического прогресса;
* исследованиями по приоритетным направлениям науки и техники, в которых принимают активное участие студенты старших курсов;
* сотрудничеством с российскими научными и высшими учебными заведениями, научными и учебными центрами США, Китая, Германии, Франции, Малайзии, Бразилии и других стран;
* поддержкой тесных научные связей с Международным Космическим университетом (МКУ), куда ежегодно посылает на обучение своих студентов;
* участием в проектах по конверсии и работах по технологиям двойного назначения, в работах по укреплению национальной технологической базы;
* созданием (и запуском в Космос) малогаборитных космических аппаратов и наноспутников для дистанционного наблюдения Земли из Космоса, разработанных при участии студентов факультета.
Второе высшее образование на факультете
На Аэрокосмическом факультете МАИ имеется возможность получить второе высшее образование по специальности "Экология". Подготовка специалистов предусматривает их деятельность в следующих областях:
* экологический контроль окружающей среды;
* экологическая полиция;
* экологическая экспертиза современных и перспективных технологий;
* обеспечение экологической безопасности аэрокосмической техники;
* исследование глобальных проблем экологии Земли и Космоса.
Второе высшее образование по специальности "Экология" проводится на платной основе.
На всех остальных специальностях факультета – бесплатное высшее образование.
Аэрокосмический факультет МАИ сотрудничает с ведущими отечественными и зарубежными разработчиками и производителями ракетно-космической техники. Среди наших партнеров такие компании как РКК «Энергия», ГКНПЦ им.М.В.Хруничева и другие крупные предприятия ракетостроения.
Наши сотрудники и студенты принимают участие в различных международных космических программах, таких как создание Международной Космической Станции и создание комплекса Морской Старт.