1) В годовщину празднования пушкинского юбилея на одном из совещаний мне довелось быть свидетелем очень любопытного разговора. (2) 3аместитель главы одного из городских районов спрашивал у своего коллеги, как они хотят отметить годовщину. (3) Чиновник вздохнул и жалобно протянул: «Да не знаем пока...». (4) В его голосе было столько мучительной тоски, столько неподдельной усталости! (5) 3аставили бедного человека заниматься тем, в чем он не видит никакого смысла, никакой пользы. (6) Вот как раз о пользе Пушкина мне бы хотелось поговорить. (7) В наше время, когда безраздельно господствует рынок с его точным расчетом, многим кажется, что духовная сфера человека несущественна, ею можно пренебречь, ее можно проигнорировать. (8) Действительно, в жизни царит всем и каждому понятная «арифметика»: покупаешь там, где дешевле и лучше, и производитель, если он не хочет вылететь в трубу, позаботится о том, чтобы угодить потребителю. (9) Но такая понятность и логичность на самом деле иллюзорна, те, кто в нее верит, гораздо более доверчивы и наивны, чем те, кто верит в нравственные силы человеческой души.
(10) «Береги честь смолоду», – завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». (11) «А зачем?» – спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. (12) 3ачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я ее продам. (13) Вспомните купца Паратова из «Бесприданницы»: «У меня <...> ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно...». (14) И единственным препятствием на пути этой сделки является вопрос цены. (15) Но к чему приводит такая вполне разумная логика в нашей жизни? (16) Вот аптечному работнику предлагают поддельные лекарства, и он соглашается ими торговать вовсе не потому, что яростно желает зла людям, а просто ему это выгодно, и препятствие в лице «чести», «стыда» и прочих «ненужностей» устранено. (17) Вот преподаватель вуза за взятку устраивает вчерашнего двоечника в вуз...
(18) Люди переступают через совесть только потому, что считают ее чем-то эфемерным, придуманным, а ассигнации, которые они получают в руки, – вполне материальной основой благополучия. (19) Но к чему приводит эта куцая философия, какие страшные, совсем уже материальные, вполне осязаемые беды приносят нам эта скудоумная премудрость, эта беспринципность, это «бесчестье»?
(20) Нравственные призывы русских писателей многие воспринимают как нудное поучение, не сознавая, что в их основе лежит стремление спасти человека. (21) И судьба нашей страны, у которой есть все материальные предпосылки для того, чтобы стать одной из самых богатых стран мира, но которая почему-то до сих пор остается бедной, как раз говорит о том, как важна душа человека, как важно быть честным и совестливым.
(По С.Кудряшову)