К списку разделов
Определение идеи сочинения
Прежде чем составлять план будущей
работы, необходимо определить и сформулировать идею сочинения,
т. е. найти ту главную мысль, доказательством которой и явится написанное
сочинение. Четко сформулированная и осознанная идея сочинения поможет
сконцентрировать внимание на определенном, конкретном аспекте избранной
темы.
Надо иметь в виду, что определение
идеи сочинения - процесс неоднозначный, для раскрытия темы можно выделить
не одну, а несколько идей, найти несколько направлений, в связи с которыми
может быть реализована конкретная тема. Уже при анализе темы идея сочинения
обычно выступает в качестве гипотезы, предположения. Если не ограничить
себя выбором какого-либо одного направления, то тема будет раскрыта неглубоко
хотя бы потому, что невозможно в одном сочинении одинаково полно и всесторонне
раскрыть тему по всем направлениям. Таким образом, выбор направления
помогает определить границы сочинения и более конкретно с формулировать
идею, которая будет доказана, мотивирована в сочинении.
Так, например, при раскрытии темы
"Образ родины в поэзии А. Блока" за основу могут быть
взяты разные идеи, позволяющие по-разному раскрыть данную тему:
1. Историческая судьба России в поэзии А. Блока. Эта идея дает
возможность связать тему родины и тему революции у Блока и говорить об
образе родины в связи с важнейшими историческими событиями в национальной
истории;
2. Образ родины сквозь образ родного города (Петербурга) у Блока.
Сформулированная таким образом идея работы позволяет конкретизировать
достаточно обширную тему и раскрыть ее через образ близкого Блоку города;
3. "О, Русь моя, жена моя..." Здесь идея выводит на первый
план субъективный ракурс восприятия поэтом родины.
Каждая из предложенных идей сочинения
может быть избрана в качестве определяющей, другие же могут стать дополнениями
к ней. Но в любом случае, учитывая возможность многоаспектного раскрытия
темы сочинения, лучше всего оговорить (обосновать) выбор доминирующего
направления во введении (вступлении) к работе. Это позволит избежать
упреков в неполном раскрытии темы и подведет проверяющего к необходимости
оценивать сочинение с той точки зрения, которая была избрана и обоснована
пишущим.
Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки:
SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию
Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз,
а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Зарегистрироваться и Начать продвижение
Задание: Определите идеи сочинений на следующие темы:
1. Тема "божества" и "вдохновения" в лирике А. Пушкина.
2. "Вся Россия" в поэме Н. Гоголя "Мертвые души".
3. "...природа есть, была и будет источником жизни..." (по лирике
Ф. Тютчева и А. Фета).
4. "Невозможно понять историю России во II-ой половине XIX века без
помощи Салтыкова-Щедрина"
(Л. Толстой).
5. Тема любви в произведениях А.И. Куприна и И.А. Бунина.
6. Образ Родины в лирике А. Блока и В. Маяковского.
7. Проблема гуманизма в творчестве А. Платонова.
8. Мой современник на страницах русской литературы (80 - 90-е годы XX
в.).
9. Человек на войне (по произведениям современной русской поэзии).
10. Тема "отцов и детей" в русской драматургии 70-90-х годов
XX в.
Подбор материала
Избрав и обдумав
тему, определив основную идею сочинения, необходимо обратиться к подбору
возможно большего (с последующим сокращением) материала, фактов, сведений,
имеющих прямое отношение к данному сочинению.
Подбор материала приходится
производить каждому пишущему сочинение; другое дело, что нередко этот
процесс протекает "стихийно", необдуманно, по ходу написания
сочинения. Естественно, что при отборе материала доминантная роль отводится
идее сочинения, а не теме.
В качестве примера можно обратиться
к теме "Внесценические персонажи в комедии А.С. Грибоедова "Горе
от ума"" и попытаться проанализировать, что необходимо написать
в работе, чтобы наиболее полно и глубоко раскрыть тему данного сочинения.
Итак, в комедии огромное количество
внесценических (находящихся "вне сцены", упоминаемых) персонажей.
Часто пишущий ограничивается тем, что называет пять-шесть имен, относящихся
к "фамусовскому обществу" (Максим Петрович, Татьяна Юрьевна,
"французик из Бордо", "княгиня Марья Алексевна"),
дает им характеристику, а затем переходит к тем героям, которые "созвучны"
Чацкому (князь Федор, двоюродный брат Скалозуба). Однако без ответа
остается главный вопрос (и, по сути, нереализованной идея): почему
в "Горе от ума" так много внесценических персонажей?
Только исходя из этой задачи можно начинать отбор материала. Заметим во
вступлении, что Грибоедов сделал все, чтобы, сохранив (согласно требованиям
классицизма) единство места и времени, расширить пространственно-временные
границы произведения. И внесценические персонажи оказались едва ли не
ключевыми в этом решении. В комедию, благодаря им, полноправно "входит"
не только Москва начала века ("французик из Бордо", арапка-девка,
Ипполит Маркелыч Удушьев и др.), но и Петербург (например, "известная"
Татьяна Юрьевна).
Еще интереснее при помощи внесценических
героев автор раздвигает временные рамки действия, заставляя вспомнить
вельмож "времен очаковских и покоренья Крыма", упоминая родителей
Чацкого и отца Молчалина, сравнивая "век нынешний и век минувший".
Эпизоды, контекст, в котором возникает тот или иной внесценический образ,
очень важны для раскрытия темы сочинения. Эти эпизоды и могут стать материалом
для исследования.
И еще одна рекомендация перед составлением
плана. Следует помнить, что отобранный цитатный материал должен быть
не только необходимым, но и достаточным: перегружать сочинение цитатами,
приводить громоздкие цитаты не рекомендуется.
Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
Зарегистрироваться в сервисе
Задание: Подберите материал, определите круг произведений,
которые следует проанализировать, работая над темой:
1. "Герой" своего времени (по произведениям русской литературы
XIX в.).
2. Образ Наполеона в русской литературе XIX в.
3. "Печально я гляжу на наше поколенье..." (по лирике М. Лермонтова).
4. Русская столица и русская деревня в произведениях Н. Некрасова.
5. "Дворянские гнезда" в изображении И. Тургенева и Л. Толстого.
6. Проблемы русской жизни конца XIX - начала XX в. в пьесе М. Горького
"На дне".
7. Революция и гражданская война в русской поэзии 20-30-х годов XX в.
8. Образ родины в поэзии А. Блока.
9. Петербург в русской поэзии 80- 90-х годов XX в.
10. "Обратимся еще раз к истории. Она ключ к пониманию народов"
(по произведениям русской литературы (70 -90-х годов XX в.).
Использованы материалы сайта www.gramma.ru