Анализ стихотворного текста (на
материале стихотворения Н.А. Некрасова "В дороге")
В дороге
"Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи -
Буду, братец, за все благодарен".
- Самому мне не весело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать -
Всем дворянским манерам и шуткам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вил вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка),-
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер... А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу...
Через месяц приехал зятек -
Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь, али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно.
Воротил он ее на село -
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка - крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоручка!
В этом стихотворении
поднимаются темы, которые были традиционны для творчества Некрасова, - жизнь и
страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки,
выросшей в господском доме, но впоследствии выданной замуж за простого мужика.
В стихотворении
присутствует образ рассказчика, обращением которого открывается лирическое
повествование. Это барин, находящийся в дороге. Чтобы скоротать время, он
предлагает ямщику позабавить его песней, рассказом. Ситуация вполне
естественна. Но барин хочет послушать мужика только ради забавы, не интересуясь
на самом деле его судьбой. А ямщик внезапно начинает рассказ о серьёзных вещах,
рассказ, который не может оставить слушателя безучастным.
Слова: "Скучно!
скучно!..", которыми начинается стихотворение, заслуживают особого рассмотрения.
Автор понимает под ними не только дорожную скуку. Имеется в виду
"скучно" в значении "печально", "грустно",
"безнадёжно". Это относится и к рассказу ямщика, и к жизни всего
народа.
“Самому мне невесело”, -
говорит ямщик барину. И рассказывает о судьбе своей жены – девушки, воспитанной
в господском доме вместе с молодой барышней. Здесь скрыт намёк на один из
главных конфликтов деревенского общества - противопоставление крестьян и
дворни. Дворовые слуги хорошо одеты ("Одевалась не то что..."), перенимают
манеры своих господ, но становятся игрушками в их руках. Перестав быть нужными
господам ("Не нужна..."), они уже не могут заниматься хозяйством, так
как всю жизнь были оторваны от земли. Им только и остается, что терпеть злобу и
насмешки своих братьев-крестьян ("Белоручка...").
Очень остро в те времена
стояла проблема оброка и барщины. Барин полностью распоряжался жизнью всех
крепостных. Умер старый господин - и новый переводит их с барщины на оброк.
Оброк был более выгодной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на
господских полях). Но крестьяне не могли сразу поменять тип ведения хозяйства.
Таким образом, барин только усложнял им жизнь.
Судьба девушки и её мужа –
в центре проблематики стихотворения. Возможно, Груша была незаконной дочерью
старого барина. В тексте об этом не говорится прямо, но иначе положение Груши в
доме объяснить нельзя. Это было обычным явлением в то время. Об этом говорят и
строки "Отдал богу господскую душу, сиротинкой оставивши Грушу").
Когда её прежний господин умирает, девушке приходится терпеть домогательства
нового барина ("А потом..." и далее). Кончается тем, что её отсылают
в деревню, а она не приспособлена к сельской жизни. Против воли её выдают замуж
за мужика. Супруги не понимают друг друга, у них разные интересы, образование,
воспитание. Прихоть помещика ломает судьбы двух людей. Такие прихоти ломают
судьбы миллионов подневольных крестьян.
Некрасова продолжал
раскрывать проблемы, поставленные Тургеневым. Оба писателя принадлежали к
литературному направлению натурализма. Они глубоко затрагивали тему народной
жизни - самый острый вопрос того времени. Но творчество Некрасова трагичнее, он
обращал внимание на серьёзность проблемы и призывал к этому всех, видя в этом
основу бед всего русского народа.
Автор использует множество
деталей. Они очень ярко изображают интерьер барского дома, шитьё и вязанье.
Показываются жители села - девушки в сарафанах, типичные обитатели усадьбы -
учитель и кучер.
Некрасов создал
стихотворение в форме "монолога в монологе". Композиция состоит из
обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль - повествование.
В речи мужика во множестве используются простонародные слова и выражения
(порядок слов, вводные элементы "слышь ты",
"понимаешь-ста", слова "баит", "али", искажённое
произношение "тоись" и др.). Это позволяет сделать речь красочной и
реалистичной.
Напевное звучание под аккомпанемент
стука копыт создаётся в стихотворении с помощью размера (это трёхстопный
анапест). Оно созвучно народной речи, благодаря чему стихотворение напоминает
народную песню-жалобу.