План
Введение
1.
Невербальные
средства коммуникации главных героев
А) Жесты,
позы
Б)
Фонационные средства
2.
Личность и
характер героев рассказа “Дама с собачкой”
А)
Дмитрий Дмитрич Гуров
Б) Анна
Сергеевна
Заключение
Список
литературы
Введение
Язык тела является
неотъемлемой частью общения людей друг с другом. Все мы пользуемся языком тела.
Такие проявления языка тела, как физический контакт, дистанция, ориентация,
мимика, манера молчать, помогают произвести впечатление на окружающих или скрыть
то, что мы хотим сохранить в тайне от посторонних. При помощи языка тела мы
зачастую быстро улавливаем настроение нашего собеседника в первые же минуты
общения. Например, часто молчаливое послание с помощью языка тела дает больше
информации об искренности чувств и истинности отношений между людьми, чем самая
многословная тирада. В настоящее время проводят многочисленные разноплановые
исследования в области невербальной коммуникации. Специалисты таких отраслей
знания, как психология, социология, антропология и лингвистика, пристально изучают
аспекты человеческого поведения, так или иначе связанные с функцией коммуникации.
В настоящее время различают целый ряд самостоятельных направлений научного поиска,
как, например, кинесика, проксемика, паралингвистика, которые позволяют нам
знать о человеческом взаимодействии на микроуровне гораздо больше, чем двадцать
– тридцать лет назад. Те интуитивные предположения, которые основывались исключительно
на соображениях здравого смысла, во многих случаях получили свое подтверждение.
В других — предположения так и остались лишь догадками. Целью работы является
проведение исследования в области невербальной коммуникации, которое поможет
оценить практическое значение и возможности использования полученных специалистами
знаний. Стоит заметить, что совсем недавно межличностная коммуникация рассматривалась
только с точки зрения речевого взаимодействия индивидуумов. Сейчас же все больше
внимание отводят для серьезного рассмотрения процесса очного взаимодействия
людей с учетом вклада в него со стороны невербальных факторов. В реферате описываются
такие основные аспекты и проявления языка тела, как физический контакт, дистанция,
ориентация, мимика, невербальные параметры речи и т. д., что является ключевым
моментом в раскрытии темы. В первой главе реферата непосредственно приводятся
примеры неосознанного проявления невербальных средств коммуникации главных героев
из рассказа А.П. Чехова “Дама с собачкой”, а также приводятся пояснения и комментарии
к ним. Во второй главе описываются личность и характер героев рассказа, Дмитрия
Дмитрича Гурова и Анны Сергеевны Дидериц.
1. Невербальные средства коммуникации главных
героев
А) Жесты, позы
Главными
героями рассказа А.П. Чехова “Дама с собачкой” являются Дмитрий Дмитрич Гуров и
Анна Сергеевна.
Каков
язык тела Дмитрия Дмитрича Гурова? Как он взаимодействует с окружающими людьми?
Он
ласково поманил к себе шпица, и когда, тот подошел, погрозил ему пальцем. Призыв, воля.
Тогда
он пристально поглядел на нее и вдруг обнял и поцеловал в губы, и его обдало
запахом и влагой цветов, и тотчас же пугливо огляделся: не видел ли кто? Эмоциональный жест, выражает эмоции и
показывает состояние Гурова в тот момент, неискренность.
На столе
в номере был арбуз. Гуров отрезал себе ломоть и стал есть не спеша. Спокойствие, расслабленное состояние.
Он
смотрел ей в неподвижные, испуганные глаза, целовал ее…
И
часто на сквере или в саду, когда вблизи их никого не было, он вдруг привлекал
ее к себе и целовал страстно.
Неискренность.
Был
нетерпеливо страстен, не отходил от нее ни на шаг. Выражает эмоции героя в тот момент.
Он
долго ходил по комнате и вспоминал, и улыбался, и потом воспоминания переходили
в мечты. Душевный подъем.
На
улице он провожал взглядом женщин, искал нет похожей на нее… Эмоциональные переживания.
И в
следующие ночи он спал дурно, все сидел в постели и думал или ходил из угла в
угол. Нервозность,
переживания.
Он
вернулся к себе в номер и долго сидел на диване, не зная, что делать, потом
обедал, потом долго спал.
Эмоциональное истощение.
Все
время, пока публика входила и занимала места, Гуров жадно искал глазами. Нетерпение.
Оба
молчали. Она сидела, он стоял, испуганный ее смущением, не решаясь сесть рядом. Испуг, робость, нерешительность.
Повыше
на площадке, два гимназиста курили и смотрели вниз, но Гурову было все равно,
он привлек к себе Анну Сергеевну и стал целовать ее лицо, щеки, руки. Нетерпение.
Он
снял шубу внизу, поднялся наверх и тихо постучал в дверь. Неуверенность в своих действиях.
Он
подошел к ней и взял ее за плечи, чтобы приласкать, пошутить… Спокойствие.
– Как?
Как? – спрашивал он, хватая себя за голову. –Как? Защитный жест.
А что
насчет Анны Сергеевны?
Дама взглянула
на него и тотчас же опустила глаза. Скромность.
Анна
Сергеевна смотрела в лорнетку на пароход и на пассажиров, как бы отыскивая
знакомых, и когда обращалась к Гурову, то глаза у нее блестели. Проявление интереса.
Анна
Сергеевна уже молчала и нюхала цветы, не глядя на Гурова. Задумчивость.
У нее
опустились, завяли черты и по сторонам лица печально висели длинные волосы, она
задумалась в унылой позе, точно грешница на старинной картине. Стыд, раскаяние.
Она
спрятала лицо у него на груди и прижалась к нему. Эмоциональный жест, поиск защиты.
Она
взглянула на него и побледнела, потом еще раз взглянула с ужасом, не веря
глазам, и крепко сжала в руках вместе веер и лорнетку, очевидно борясь с собой,
чтобы не упасть в обморок. Сильное
эмоциональное потрясение, шок.
Она
пожала ему руку и стала быстро спускаться вниз, все оглядываясь на него. Интерес к Гурову, нежелание расставаться.
Она
была бледна, глядела на него и не улыбалась, и едва он вошел, как она уже
припала к его груди, поцелуй их был долгий и длительный. Эмоциональный жест, выражает состояние
героини.
Она не
могла говорить, так как плакала. Отвернулась от него и прижала платок к глазам.
Сильное волнение.
Б) Фонационные средства
Дмитрий
Дмитрич Гуров:
Пойдемте
к вам… - проговорил он тихо.
Нетерпение.
Он
говорил Анне Сергеевне о том, как она хороша, как соблазнительна… Неискренность.
Он
сидел на постели, покрытой дешевым серым, точно больничным одеялом, и дразнил
себя с досадой: “Вот тебе и дама с собачкой… Вот тебе и приключение… Вот и сиди
тут”. Разочарование,
депрессивное состояние.
– Но
поймите, Анна, поймите… - проговорил он вполголоса, торопясь. Эмоциональное переживание.
Говорил
тихо и ласково. Спокойствие,
расслабленное состояние.
Гуров,
сидевший тоже в партере, подошел к ней и сказал дрожащим голосом, улыбаясь
насильно…Сильная
нервозность, смущение, испуг.
Анна
Сергеевна:
– Время идет быстро, а между тем здесь такая скука! - Сказала она, не глядя на
него. Заигрывание. Она много говорила, и вопросы у нее были отрывисты,
и она сама тотчас же забывала, о чем спрашивала; потом потеряла в толпе лорнетку.
Эмоции, волнение. – Погода к вечеру стала получше, - сказал он. - Куда же мы теперь
пойдем? Не поехать ли нам куда-нибудь? Она ничего не ответила.Внутренняя борьба.
– Пусть бог меня простит! – сказала она, и глаза у нее наполнились слезами.
Сильное переживание. Когда она садилась в вагон курьерского поезда и когда пробил
второй звонок, она говорила: - Дайте, я погляжу на вас еще… Погляжу еще раз.
Выражает эмоциональное состояние героини. Она жаловалась, что дурно спит
и что у нее тревожно бьется сердце, задавала одни и те же вопросы, волнуемая то
ревностью, то страхом, что он недостаточно ее уважает.Сильное волнение. –
Я так страдаю! – Продолжала она, не слушая его. Сильное переживание.
– Вы должны уехать… - продолжала Анна Сергеевна шепотом. Сильное эмоциональное
переживание. – Как вы меня испугали! – сказала она, тяжело дыша, все еще
бледная, ошеломленная. Эмоциональное потрясение. – Что вы делаете, что
вы делаете! – говорила она в ужасе, отстраняя его от себя. Жест выражающий
эмоциональное состояние героини.
2.
Личность и
характер героев рассказа “Дама с собачкой”
А) Дмитрий Дмитрич Гуров
Мы рассмотрели героя Дмитрия
Дмитрича Гурова с точки зрения невербальной коммуникации, проникли в его мир
языка тела. Но какова же сама личность и характер героя? Насколько он
соответствует своему внутреннему миру и поведению?
Дмитрию Дмитричу Гурову около сорока
лет. Его женили рано, когда он был еще студентом второго курса, и теперь жена
казалась в полтора раза старше его. А он считал ее недалекой, узкой, неизящной,
боялся ее и не любил бывать дома. Изменять ей он начал уже давно, изменял часто
и, вероятно, поэтому о женщинах отзывался почти всегда дурно. В обществе мужчин
ему было скучно, не по себе, с ними он был неразговорчив, холоден, но когда
находился среди женщин, то чувствовал себя свободно и знал, о чем говорить с
ними и как держать себя.
В его внешности, в характере, во
всей его натуре есть что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему
женщин, манило их, он знал об этом, и самого его тоже какая-то сила влекла к
ним. Многократный опыт, научил его давно, что всякое сближение, которое вначале
так приятно разнообразит жизнь и представляется милым и легким приключением, в
конце концов становится тягостным. Но при всякой новой встрече с интересною
женщиной этот опыт как-то ускользал из памяти, и хотелось жить, и все казалось
так просто и забавно.
В начале рассказа герой настолько не
похож на того Гурова, каким он предстает перед нами в конце. Он меняется от
человека бездушного, недалекого, не уважающего окружающих людей, в том числе и
жену, к совершенно другому человеку, человеку, который способен любить
"по-настоящему", чувствовать другого человека, жертвовать собой ради
любви.
Почему произошли такие перемены?
Почему герой иначе начинает воспринимать окружающий мир и людей вокруг него?
Причиной послужила встреча с Анной Сергеевной и любовь, возникшая между ними.
"Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в
настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих".
Довольно сложно сказать к какому
герою относится Д.Д. Гуров: к положительному или отрицательному. Человек,
запутавшийся в жизни, не знал для чего и для кого он живет, и только через
любовь обрел смысл жизни.
Обращая внимание на поведение Гурова
в начале рассказа, мы видим его беспокойное внутреннее состояние, о чем говорят
часто повторяющиеся жесты: "пугливо огляделся" или "с оглядкой и
страхом". Можно даже сказать, что это излюбленный его жест. Герой боится,
что его кто-нибудь увидит и постоянно находится в напряжении. При этом он
чувствует, что его поведение недостойно воспитанного и благородного человека. В
этот момент все поведение Гурова носит "недостойный" характер.
"Ходил из угла в угол" –
этот жест также повторяется довольно часто, что говорит о том, что главный
герой находится в возбуждении, в задумчивости, ищет решение. Это говорит о
сильнейшем волнении героя.
Необходимо отметить и то, что у главного
героя рассказа “Дама с собачкой” Дмитрия Дмитрича Гурова жесты полностью
совпадают со словесной информацией. Они ко всему этому помогают читателю понять
душевное состояние героя, его мысли, чувства, желания, психологический настрой.
Б) Анна Сергеевна
Анна Сергеевна – женщина с довольно
эмоциональным характером, который прослеживается в течение всего рассказа. Вся
словесная информация Анны Сергеевны совпадает с ее жестами, которые носят
сильно - эмоциональный характер.
Она выросла в Петербурге, но вышла
замуж в С., где живет уже два года. Анна Сергеевна как-то неоднозначно
относилась к своему мужу, с одной стороны она его любит, с другой стороны ее
самолюбие задевает то, что ее муж лакей. Может быть он честный, хороший,
порядочный человек, но он лакей.
Она еще недавно была студенткой, училась, в ней есть еще много не смелости,
угловатости в смехе, в разговоре с незнакомыми. Должно быть, она первый раз
в жизни была одна, на курорте, когда за ней ходят, и на нее смотрят, и говорят
с ней только с одной целью, о которой она не может не догадываться.
Анна Сергеевна, к тому, что
произошло у нее с Гуровым, отнеслась как-то особенно, очень серьезно, как к
своему падению. Она наивна, от нее веет чистотой, порядочностью, наивностью
мало жившей женщины.
Все-таки есть в ней что-то жалкое.
Заключение
В подведении итогов работы следует
отметить то, что в рассказе А.П. Чехова “Дама с собачкой” встречается огромное
множество жестов. Чехов всегда очень много и с большими подробностями описывает
жесты, мимику, походку, фонационные средства коммуникации, что делает его
творения бесподобными и интересными для чтения.
Герои этого рассказа очень много
жестикулируют, что говорит об их эмоциональных характерах.
Интересно и то, что жесты в этом
произведении тесно связаны с цветовой палитрой рассказа, в первой половине
описывается синее море, южные пейзажи насыщенные красками, белый шпиц и многие
другие детали, изображенные в ярких радужных красках, и жесты в этой части
рассказа более эмоциональные, более насыщенные страстью курортного романа. Во
второй части рассказа преобладают серые, грязные и унылые цвета, что сразу же
сказалось на жестах главных героев, все жесты, мимика, позы покрылись какой-то
унылостью, серостью и безысходностью.
В работе мы реализовали поставленную
цель: ознакомились с природой языка тела и его возможностями для
усовершенствования имеющихся навыков. Провели исследование в области
невербальной коммуникации на примере рассказа А.П. Чехова “Дама с собачкой”,
которое подтверждает важность и необходимость изучения аспектов человеческого
поведения, связанных с функцией коммуникации.
В заключении стоит отметить то, что
язык тела можно постигать всю жизнь. Это довольно удивительный и неповторимый
невербальный аспект общения людей. Надеюсь, что в дальнейшем мы станем уделять
этим аспектам общения более пристальное внимание, чем делали это до знакомства
с этой наукой. Надеюсь также, что теперь нам удастся избавиться от чувства
неловкости при обсуждении деталей, связанных с языком тела, которое испытывают
многие люди. Мы станем рассматривать его как элемент необходимых человеку
навыков, подобных умению читать, писать, слушать и говорить. Все перечисленные
навыки поддаются совершенствованию, и в этом отношении язык тела ничем от них
не отличается.
Таким образом, Чехов создал
произведение достойное всестороннего исследования с точки зрения
паралингвистики.
Список
литературы
1.
Гленн Вилсон
Язык жестов. – Санкт-Петербург., Питер, 2000.
2.
Гордон Уэйнрайт
Язык тела. – Москва., Гранд, 1999.
3.
А.П. Чехов Повести
и рассказы. – Москва., Советская Россия, 1980.