Солженицын
ПОСВЯЩАЮ
всем, кому не хватило жизни
об этом рассказать.
И да простят они мне,
что я не все вспомнил,
не обо всем догадался.
И. Солженицын
А. И. Солженицын много испытал на своем жизненном пути, много пережил и
выстрадал. Несмотря на то, что ему, казалось, написано было на роду
превратиться в правоверного марксиста - ведь родом он из крестьян, в церковь не
ходил, вступил в комсомол и стал старостой класса - Солженицын уже к началу
войны вступил на путь преодоления комсомольской утопии. Этот путь, ведущий к
вратам Истины, был полон терний и преград. В феврале 1945 года осужден по ОСО к
восьми годам лагерей, а по окончании срока в марте 1953года сослан навечно, в
Казахстан. В 1956 году ссылка с него была снята. После 1965 года Солженицына уже
в СССР не печатали, подвергался резким нападкам властей и газет, в 1974 году,
после появления 1-го тома “Архипелага ГУЛАГа”, обвинен в измене родине и выслан
за границу. С 1976 года живет в штате Вермонт, США.
Обобщающую работу об Архипелаге ГУЛАГе автор задумал и стал писать весной
1958 года. Объем ее представлялся меньшим, чем сейчас, но уже был принят
принцип последовательных глав о тюремной системе, следствии, судах, этапах,
лагерях ИТЛ, каторжных, ссылке и душевных изменениях за арестантские годы. Некоторые
главы были тогда же написаны, однако работа прервалась, так как материала -
событий, случаев, лиц - на основе лишь личного опыта автора и его друзей явно
недоставало.
В 1962 году был напечатан “Один день Ивана Денисовича”. Герой рассказа -
Иван Денисович Шухов - необыкновенный человек. Все умеющий, крепкий правилами и
цепкий умом, Шухов выживает в отвратительном лагерном быту благодаря своему
чрезвычайному трудолюбию и долготерпению. Иван Денисович - крестьянин, его
мечта - простой и мирный, любимый или крестьянский труд. Если в лагере в
совокупности со всеми тамошними трудностями всех “добивает работа и
одиночество”, то Шухову, напротив, удается спастись именно работой, любой
работой, которую Шухов выполняет с достоинством и присущим ему крестьянским
долготерпением. В мире зла и насилия, бесправия и порабощения, в обществе
придурков и шакалов, “шестерок и блатарей”, которые исповедуют лагерный закон
“подохни ты сегодня, а я - завтра”, нелегко сохранить душу и человеческое
тепло. В таких условиях люди теряют всяческое уважение к окружающим и к себе
тоже. Они перестают видеть разницу между добром и злом, между подлостью и
преданностью, и вообще перестают быть людьми. Но у Ивана Денисовича было свое
верное средство вернуть человеческие мысли и доброе расположение духа - работа.
А работали зэки на недостроенной ТЭЦ. “Она стоит на бугре, а за ней зона
кончается”. Откуда это радостное, упоенное строительство ТЭЦ? То ли в том, что
работа здесь превращается во внутреннее, хотя бы временное, освобождение - “за ней
зона кончается...”, то ли в том, что герою рассказа предстоит пережить иллюзию
освобождения (зона кончается за ней!). И когда зэки входили в азарт работы, у
Шухова “как вымело все из головы” так, что он “не о чем не вспоминал, не
заботился, а только думал” как ладно дело закончить. Вдохновенно и отрешенно
работает каменщик, и когда “мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор и на
то место бросает и запоминает, где прошел нижний шов...”, кажется, что строит
он стену свою, за которой будет храниться неподвластная лагерю святыня его
души. Страна с тоталитарным режимом все делала посредством революционного
насилия, чтобы поработить свой народ с помощью колючей проволоки. В ход
пускались и более изощренные и надежные методы, например, с помощью группового взаимного
порабощения людей заставляли ненавидеть друг друга, шпионить: “на то придумана
бригада... такое устройство, чтоб не начальство зэков понукало, а зэки друг
друга”. Но человеческий дух выстоял и там, за колючей проволокой, несмотря на
все методы и способы, придуманные, чтобы сломить его, искоренить совсем и
превратить человека в бесстрастный и послушный “винтик”. Но Иван Денисович
сумел сократить живую свою душу и увидел за бугром свет надежды на воскресение.
Такое чувство остается по прочтении рассказа “Один день Ивана Денисовича”.
Тяжела и жестока была жизнь советских зэков, но, возвращаясь к лагерной теме
в “Архипелаге ГУЛАГе”, А. И. Солженицын не преследует цели воссоздать быт и
порядки сталинских лагерей, его цель - подробная картина механизма
самопревращения революционной власти во власть тюремную, внешней военной победы
- во внутреннее поражение.
После напечатания “Одного дня Ивана Денисовича” автор был захлестнут
письмами бывших заключенных с предложениями встретиться, рассказать. В течение
1963 и 1964 годов, и через эти письма, и путем многих встреч, был почерпнут
обильный материал 227 свидетелей. Их показания автор располагал по своему
прежнему, теперь расширенному и умноженному плану. Осенью 1964 года был
составлен окончательный план произведения - в 7-ми частях и все новые пополняющие
материалы ложились в эту конструкцию. В августе 1973 года при трагических
обстоятельствах неосновной, неокончательный вариант “Архипелага” попал в руки
госбезопасности - и это подтолкнуло немедленную публикацию книги на Западе, а
вскоре автор был выслан из СССР.
“Свои одиннадцать лет, проведенные там, усвоив не как позор, не как
проклятый сон, но, почти полюбив тот уродливый мир, а теперь еще, по
счастливому обороту, став доверенным многих поздних рассказов и писем, - может
быть сумею я донести что-нибудь из косточек и мяса? - еще впрочем, живого мяса,
еще впрочем, живого тритона”.