Чехов - мастер художественных деталей
Наверное, всем известно, что Чехов
по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Чехов
отточил мастерство рассказчика за долгие годы работы в юмористических журналах,
научился в небольшой объем втискивать максимум содержания. Пространные
описания, внутренние монологи и другие приемы просто невозможны в жанре
маленького рассказа. Поэтому на первый план выступает художественная деталь.
Именно на детали делается упор в рассказах Чехова, именно они несут огромную
смысловую нагрузку.
На нескольких примерах можно
рассмотреть, как буквально одна фраза может сказать все о человеке. Достаточно
вспомнить маленький юмористический рассказ "Смерть чиновника",
главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Акакия Акакиевича
Башмачкина. Сюжет рассказа в следующем: будучи в театре чиновник Червяков
случайно чихнул и обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так
поразило Червякова, что он постоянно ходит извиняется перед Бризжаловым.
Генерал Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимает извинения
Червякова, но в конце, доведенный до исступления его назойливостью, выгоняет
его вон.
Червяков не видит своей назойливости
и не понимает, почему Бризжалов так раздражен. Испытывая страх перед генералом,
он думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. Последняя фраза
дает объяснение всему: "Прийдя машинально домой, не снимая вицмундира, он
лег на диван и... помер". В одном предложении дается полная характеристика
человека: герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто
приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.
В рассказе "Дама с
собачкой" в качестве художественной детали выступает лорнетка. Героиня
рассказа "Дама с собачкой", Анна Сергеевна, приехала в Ялту, так как не
могла больше переносить обстановку своего дома и общество мужа, которого она не
любила и не уважала. В некотором смысле она была подготовлена к роману с
Гуровым, которого воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Лорнетка в
рассказе символизирует тот душный мир, откуда она пытается бежать. Перед тем,
как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, и это начало попытки
"бегства". Позже, в театре города С., Гуров увидел ее вновь с
"вульгарной лорнеткой" в руках - попытка "бегства" не
удалась.
В противоположность Анне Сергеевне
Беликов, герой рассказа "человек в футляре", не пытается изменить
свою жизнь, сделать ее более интересной и разнообразной. Во всем новом виделась
ему неопределенность, а это вызывало страх, а потому он стремился защитить себя
каким-то образом от внешнего мира. Страх вызывал непреодолимое стремление
окружить себя "оболочкой", "футляром". Поэтому даже вещи
свои он упаковывал в многочисленные чехлы и футлярчики. Из-за того, что Беликов
всю жизнь чего-то опасался, из-за того, что жизнь его пугала, смерть оказалась
для него каким-то освобождением от страхов. В этом вся ирония: после смерти его
лицо приняло простое, приятное, даже веселое выражение. Он попал в футляр, из
которого не надо никогда выходить.
В произведениях Чехова, как в
рассказах, так и в больших произведениях, нет ни одной "лишней"
детали. Чехов считает, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье,
то в конце оно должно обязательно выстрелить. В пьесе "Три сестры"
Наташа впервые появляется на сцене в розовом платье с зеленым пояском. Эта
деталь подчеркивает не только то, что у героини отсутствует понятие вкуса, но и
говорит о душевных качествах героини. Так, использование детали важно и в
"Вишневом саде". "Многоуважаемый шкаф", звук лопнувшей
струны как раз перед продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы - все
они несут огромную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров
персонажей, так и для самого действия пьесы.
Нужно быть внимательным, чтобы
уловить, что подразумевал Чехов под тем или иным словом. Так, описывая жизнь
Оленьки Племянниковой в рассказе "Душечка", Чехов на протяжении
рассказа неоднократно подчеркивает, что жила она хорошо и счастливо. Эта деталь
совсем не означает, что так было на самом деле. На самом деле жизнь
"душечки" совсем не казалась автору достойной восхищения и
подражания. "Душечка" хороша всем, потому что не имеет ни собственных
желаний, ни мыслей. В конце рассказа, повествующем об отношении
"душечки" к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она
хорошо и счастливо. Может быть, это как раз и означает обратное, что она нашла
свое настоящее счастье. Между рассказами "Душечка" и
"Попрыгунья" можно провести параллель. Героиня Оленьки Племянниковой
в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа "Попрыгунья". У
Ольги Ивановны та же зависимость от чужого мнения. Но в отличие от
"душечки", которая не была привередлива в своих знакомствах, Ольга
Ивановна ценила только всяческих "знаменитостей" и прочих
необыкновенных людей, к которым она причисляла и себя.
После смерти Чехова Л. Н. Толстой
сказал: "Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только
всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное".
Действительно, предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского)
стал внутренний мир человека. Несмотря на то, что прошло столько времени после
смерти классика, его произведения живут до сих пор, представляя интерес для
всех нас и предоставляя нам возможность заглянуть в душу человека и увидеть его
таким, какой он есть. Поэтому Чехов остается для нас одним из самых бесспорных
художественных и моральных авторитетов.