Нравственные искания героев повести Куприна "Поединок"
Новый демократический подъём в
стране вызывает у Куприна прилив творческих сил, крепнущее намерен
и
е осуществить давно задуманный замысел - “хватить” по
царской армии, этому сосре
д
оточию тупости,
невежества, бесчеловечности. Так накануне первой революции складывается
крупнейшее произведение писателя - повесть “Поедин
о
к”,
над которой он начал работать весной 1902 года. Работа над “Поединком”
протекала с наибольшей интенсивностью зимой 1905 года, в грозовой атмосфере
революции.
Герой А. Куприна, маленький человек,
сталкивается с окружающим его миром непонимания, миром людей, для которых
любовь - это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает. Сродни ему во многом
и другой купринский герой - герой повести "Поединок" поручик Ромашов.
Само название "Поединок"
многозначно: это и дуэль в финале повести, и столкновение поручика Ромашова с
отупляющим душу укладом офицерской жизни, и внутренний поединок Ромашова с
самим собою.
В отличие от Желткова, который
нарисован поверхностно, главный герой "Поединка" раскрыт
психологически подробно и убедительно. В нем угадываются черты маленького
человека - он неказист внешне, порой даже смешон: "Ромашов вдруг с
поразительной ясностью представил себя, свои калоши, шинель, бледное лицо,
близорукость, свою обычную растерянность и неловкость". В начале повести
он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога - он видит себя "ученым
офицером генерального штаба, подающим громадные надежды", представляет
себя то блестящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих, то военным шпионом
в Германии, то героем, увлекающим за собой целое войско. Однако жизнь вносит
свои коррективы в его мечты: оплошность во время смотра сделала их
несбыточными, но она же сыграла огромную и благотворную роль: происходит
нравственное очищение героя страданием, его внутренним прозрением. Он
становится способным сострадать ближнему, ощущать чужое горе, как свое.
Встретив несчастного, забитого солдата Хлебникова, он обращается к нему с
библейскими словами: "Брат мой". В Ромашове все отчетливее
прорисовываются черты лишнего человека, его нравственное чувство приходит в
противоречие с окружающей его жизнью. Особенно ярко это проявляется в сфере
личных чувств, его любви к Шурочке Николаевой. Любовь Ромашова, чистая и
трогательная, сталкивает его с жестокостью и бесчеловечностью всего мира. Образ
Шурочки Николаевой- женщины, которая равнодушно обрекает на смерть любящего ее
человека ради карьеры мужа - этот образ можно назвать в чем-то открытием А.
Куприна, в чем-то его пророчеством. Ромашов соглашается на поединок, исход
которого для него почти ясен, не только из-за способности к любви-преклонению,
любви самоотверженной и жертвенной, как и у Желткова, но и от сознания
собственной ненужности, от безысходности. Происходит крушение мечты, и не
только от сознания ее несбыточности, но и от понимания ее мелочности и
суетности. Повесть заканчивается гибелью главного героя, гибелью, близкой к
самоубийству. Но в авторском взгляде на жизнь нет безысходности - сама
возможность высоты человеческого духа, прозрения, нравственного очищения
оставляет в душе читателя чувство просветленности. Психологическая
достоверность образа Ромашова, всей картины русской жизни начала века делают
произведение созвучным современному читателю.
В повести “Пое
д
инок” Купр
и
н показал ужасающее состояние бесправной солдатской и
оп
у
стивш
е
йся офице
р
ской массы. Но на людей более тонкой душевной
организации вроде Ромашова служба производит отталкивающее впеча
т
ление именно своей противоестественностью и
античеловечностью. От отрицания мелочных армейских обрядов Ромашов приходит к
отрицанию войны как таковой. Отчаянное человеческое “не хочу!” должно, по мысли
юного подпоручика. уничтожить варварский метод - решать споры между народами
силой оружия: “Поло
жим, завтра, положим, сию
секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, а
н
гличанам, японцам... И вот уж
е
нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам”.
Автору близко “безрассудное
благородство и благородное безмолвие” Ромашова. Куприн даже отмечал, что
считает Ромашова своим двойником, а сама повесть во многом автобиографична.
Ромашов – “естественный человек”, он инстинктивно сопротивляется
несправедливости, но его протест слаб, его мечты и планы легко рушатся, так как
они незрелы и непродуманны, зачастую наивны.
Устами армейского ницшеанца
Назанского,
в одном
из его бурных монологов
,
Куприн демонстративно
идеализирует безнадежно платоническое чувство:
“...
сколько
разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в... безнадежной
любви? Когда я был помоложе, во мне жила одна греза: влюбиться в недосягаемую,
необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня никогда и ничего не
может быть об
щ
его. Влюбиться и всю жизнь, все
мысли пос
в
ятить ей”. Вместо сильной личности
п
еред нами в окружении жестокого бесчеловечного мира
появляется нел
е
по трогательный со сво
е
й жаждой “святого” чувства ущемленный ч
е
ловек.
Ромашов понял всю глупость и
незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то “доказать”
окружающим. Он потрясён силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать
заставляет задуматься подпоручика о судьбе простого народа.