Значение внесценических
персонажей комедии “Горе от ума”
Прежде всего, героев комедии “Горе от ума” можно разделить на несколько
групп: главные герои, второстепенные герои, герои-маски и внесценические
персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как типы,
отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX века.
К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова.
Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях, взаимодействие этих персонажей
друг с другом и развивает ход пьесы. Второстепенные герои – Лиза, Скалозуб,
Хлестова и другие – тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к
сюжету не имеют. Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна
их психология, они занимают его лишь как важные “приметы времени” или как
вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают
социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют
что-то в главных героях. Это, например, шесть княжон Тугоуховских. Автора не
интересует личность каждой из них, они важны в комедии лишь как социальный тип
московской барышни. Герои-маски играют роль зеркала, поставленного напротив
самого высшего света. И здесь важно подчеркнуть, что одной из главных задач
автора было не просто отразить в комедии черты современного общества, но
заставит общество себя в зеркале узнать. Задаче этой способствуют
внесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои на
сцене не появляются и участия в действии не принимают. И если основные герои
“Горя от ума” не имеют каких-то определенных прототипов (кроме Чацкого), то в
образах некоторых второстепенных героев и внесценических персонажей вполне
узнаются черты реальных современников автора. Так, Репетилов описывает Чацкому
одного из тех, кто “шумит” в английском клубе:
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист
.
И не только Чацкий, но и большинство читателей “узнавали по портрету”
колоритную фигуру того времени: Федора Толстого – Американца. Сам Толстой,
прочитав в списке “Горе от ума”, себя узнал и при встрече с Грибоедовым
попросил изменить последнюю строчку следующим образом: “В картишках на руку
нечист”. Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение: “Для
верности портрета сия поправка необходима, чтоб не подумали, что ворует
табакерки со стола”.
В сборнике научных трудов “А.С. Грибоедов. Материалы к биографии” помещена
статья Н.В. Гурова “Тот черномазенький…” (“Индийский князь” Визапур в комедии
“Горе от ума”). Вспомним, при первой встрече с Софьей Чацкий, стараясь
возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает давних общих знакомых. В
частности, поминает он и некоего “черномазенького”:
А этот, как его, он турок или грек?
Тот черномазенький, на ножках журавлиных,
Не знаю, как его зовут,
Куда ни сунься: тут как тут,
В столовых и гостиных.
Так вот, в заметке Гурова говорится о прототипе этого проходного
внесценического персонажа. Оказывается, удалось установить, что был во времена
Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполне подходящий к
описанию Чацкого. Зачем потребовалось искать прототип “черномазенького”? Не
слишком ли мелкая фигура он для литературоведения? Оказывается – не слишком.
Для нас, спустя полтора века после издания “Горя от ума”, безразлично, был ли
“черномазенький” или Грибоедов его выдумал. Но современный читатель (и зритель)
комедии немедленно понимал о ком идет речь. И тогда исчезала пропасть между
сценой и зрительным залом, вымышленные герои говорили о лицах, известных
публике, у зрителя и персонажа оказывались “общие знакомые” – и довольно много.
Таким образом Грибоедову удалось создать удивительный эффект: он стирал грань
между реальной жизнью и сценической действительностью. И что особенно важно,
комедия при этом, обретая напряженное публицистическое звучание, ничуть не
теряла в художественном отношении.
В том же разговоре Чацкий упоминает и многих других. Все они дают нам ясное
понятие о грибоедовском высшем свете. Это крайне безнравственные люди,
препятствующие проникновению в Россию образования, науки: “А тот чахоточный,
родня вам, книгам враг…” Эти люди озабочены только своим материальным положением,
стремящиеся нажить как можно больше, породнится с богатыми семьями по всей
Европе. Конечно же, не все люди Москвы являли собой такое печально зрелище.
Чацкий не был одинок, были и другие, тянущиеся к просвещению, к науке: “…он
химик, он ботаник”. Но они являли собой скорее исключение, чем правило. Такие
люди не могли заслужить уважения высшего света. Там ценились такие как Максим
Петрович. Именно Максим Петрович “на золоте едал”, у него “сто человек к
услугам”, он “весь в орденах”. А чем добился он такого положения? Умом? Нет, он
добился этого тем, что забыл о своем человеческом достоинстве. Но, по мнению
Фамусова, это проявление его смышлености.
А что еще можно ждать от общества, у которого такие нравственные ценности?
От общества, где прежде всего цениться не голос собственной совести, а мнение
княгини Марьи Алексевны. Грибоедов мастерски представил нам высший свет своей
эпохи. И мы никогда не смогли бы понять, что представляло из себя это общество,
если бы не внесценические персонажи. Да и читатели того времени потеряли бы
многое, если б им некого было №узнавать” в героях Грибоедова.