Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"
“В “Ревизоре” я решился собрать в
одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и за
одним разом посмеяться над всем” - такова основная цель, которую ставил перед
собой Гоголь. Находясь в преемственной связи с драматургией Фонвизина,
Грибоедова, Пушкина, комедия “Ревизор” отличалась масштабностью своего
художественного обобщения и объемностью проблематики. При помощи смеха,
“который весь излетает из светлой природы человека”, писатель с высоты
творческого гения отразил “зло своего времени”.
Гоголь не раз предупреждал:
Хлестаков - самый трудный образ в пьесе. Посмотрим, что же представляет из себя
этот герой. Хлестаков - мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми попрекаемый.
Его презирает даже собственный слуга Осип, его может оттаскать за вихры отец.
Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное
существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает
себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться
изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он
перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и
непринужденно чувствовать себя лицом значительным.
Мир, в котором живет Хлестаков,
непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем
в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его “друг”
Пушкин. Для него Пушкин - тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее. Интересно
то, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьми
сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньем
Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело в случае: повезло - и ты директор
департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишь
помочь случаю, кого-то подсидеть. Разница между ними и Хлестаковым лишь в том,
что последний уж откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Будь же он
поумнее, пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно
подыгрывать. И несомненно бы провалился. Хитрость, продуманная ложь не обманули
бы внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной
выдумке, недаром гордится Антон Антонович: “Тридцать лет живу на службе; ...мошенников
над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!” Городничий не мог
предположить в Хлестакове лишь одного - чистосердечия, неспособности к
сознательной, продуманной лжи.
А между тем это одна из основных
черт Хлестакова, делающая его героем “миражной* интриги. Внутренняя пустота
делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый данный момент он
ведет себя так, как “получается”. Его морили голодом в гостинице, над ним
висела угроза ареста - и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь
поесть. Несут обед - и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде
тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду.
Он уже вошел в роль важного господина. “Ну, хозяин, хозяин... Я плевать на
твоего хозяина!” Совершенно справедливо комментирует суть этого образа Манн,
исследователь творчества Гоголя: “Он, как вода, принимает форму любого сосуда.
У Хлестакова необыкновенная приспособляемость: весь строй его чувств, психики
легко и непроизвольно перестраивается под влиянием места и времени”.
Хлестаков соткан из противоречий.
Безумное, алогичное вранье Хлестакова по сути глубоко соответствует времени
принципиального алогизма. Хлестаков - фигура общечеловеческая, но этот тип
достиг апогея в николаевскую эпоху, достойно и полно иллюстрирует ее, раскрывая
глубинные пороки этого времени. Чиновники прекрасно видят, что он глуп, но
высота чина затмевает любые человеческие качества.
В каждом из персонажей пьесы немало
хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что
его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Они комичны, лишь
собранные воедино и выставленные на сцене. Самой яркой иллюстрацией служат
мечты городничего о будущей жизни в качестве тестя великого человека. И он, и
Анна Андреевна представляют себе не просто роскошь, но такую роскошь, которую
унижает их теперешняя жизнь, их теперешние знакомства. Антон Антонович рисует
картину: “...Поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде...
Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!” Таким образом, мы видим, что
представления Хлестакова и Сквозник-Дмухановского о шикарной жизни в основном
совпадают. Ведь хлестаковские “тридцать пять тысяч одних курьеров” ничем не
отличаются от фельдъегерей и адъютантов, которые в мечтах городничего “поскачут
везде”. И главное, Сквозник-Дмухановский так же рад выдвинуться над мелкой
сошкой и городничим, представив себя генералом.
Итак, образ Хлестакова явился
гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этого
образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство
“значительности” и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты.
Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке. Вот
почему жизнь эпохи отразилась в “Ревизоре” с огромной силой, а образы
гоголевской комедии стали теми художественными типами, которые позволяют яснее
понять социальные явления того времени.