Смерть и бессмертие в поэзии Державина
Тема смерти неотступно сопровождает
поэзию Державина с его первых нам известных одических творений.
В старости, на покое, живописуя
званские красоты и натюрморты, увенчанные голубым щучьим пером, поэт словно бы
опять видит: “Где стол был яств, там гроб стоит” - и горько пророчествует:
“Разрушится сей дом, засохнет бор и сад...”
В самые разные годы, в самых разных
стихотворениях у поэта, умеющего так ярко воспевать радость жизни, то почти
резонерски, то лирически страстно прорывается извечное “помни о смерти”.
“На свете жить нам время срочно...”
- замечает он “первому соседу”.
Радуясь выздоровлению мецената И. И.
Шувалова, рисует Харона:
На брег из лодки вылезает
Старик угрюмый и седой.
И, озираясь, подпирает
Себя ужасною косой.
Вздыхает над гробом графини
Румянцевой:
С убогим грузом иль богатым,
Всяк должен к вечности пристать.
Рядом с алмазной горой водопада
Кивач поэт вновь возвращается к мучающей мысли:
Не зрим ли всякой день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?
Не слышим ли в бою часов
Глас смерти, двери скрыт подземной.
Так один из самых жизнелюбивых и
бодрых русских поэтов оказывается и одним из самых завороженных видением
смерти.
Державин был отважным человеком.
Перед пугачевской разбойной вольницей, перед бушующим, захлестывающим утлую
лодку Белым морем, перед вельможным и царевым гневом он не робел, не падал
духом.
А каково не теряться перед
начальством? Известно, что в коридорах власти подобострастно сгибались даже те,
кто не кланялся и пулям на поле боя.
Волевая державинская отвага в
стихах, в которых поэт вдохновенно переживал собственную жизнь (в каких бы
формах это ни проявлялось), присутствовала и в неутомимом напоминании о
дежурстве смерти рядом с живущим. Умение полнокровно, распахнуто жить и
чувствовать, страстно переживать эту единственную жизнь в слове, может быть, и
не давало ему отвести взгляд от смерти.
Но рядом с бренной жизнью у
Державина всегда бессмертие, в ней и над нею - Бог.
В своей удивительной оде он говорит
о своем философско-религиозном понимании и жизни, и смерти, и бессмертия,
обращаясь к Создателю:
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие:
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! - в бессмертие Твое.
В “Объяснениях” на собственные
сочинения Державин в связи с одой “Бог” привел о себе (говоря о себе в третьем
лице, как бы продолжая цезаревскую традицию, блестяще подхваченную у нас
Денисом Давыдовым) следующий “анекдот”: “Родился он в 1743 году 3 июля, а в
1744 году, в зимних месяцах, когда явилась комета... то он, быв около двух
годов, увидев оную и показав пальцем, быв у няньки на руках, первое слово
сказал: “Бог”.
Рассказывая о своем младенчестве, о
том, как его, хилого новорожденного, запекали, по обычаю, в хлеб, и о хвостатой
комете, поэт делает в своих “Записках” примечание, где разъясняет, что два этих
события, может быть, были Провидением, они предсказали поэту трудный жизненный
путь и создание им поэмы “Бог”, “которая от всех похваляется”.
Из мыслей поэта о жизни и смерти
ясно, что он все же дошел в своих исканиях до гармоничного постижения этих
вселенских крайностей, дошел через веру в Спасителя. Созрев духом, Державин уже
не только самому себе, но и другим людям сумел сказать слова утешения и
надежды:
Почто ж терзаться и скорбеть,
Что смертный друг твой жил не вечно?
Жизнь есть небес мгновенный дар;
Устрой ее себе к покою
И чистою твоей душою
Благословляй судеб удар.
Итак, только в гармонии со всем
сущим, включая рождение, жизнь и смерть, по Державину, утверждается связь
дольнего мира с Богом, достигается победа над злом и смертью, отнюдь не
являющейся преградой на пути к вечной жизни души человеческой.