Просветительские идеалы в комедии "Недоросль"
В эпоху Просвещения ценность
искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства
этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к
развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм — одно из течений, в рамках
которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является
воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели.
Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда
в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро,
— идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.
Русские деятели Просвещения всегда
активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил Фонвизин,
“...имеют... долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и
предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей
комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и
спасителем сограждан своих и отечества”.
Основная проблема, которую Фонвизин
поднимает в комедии “Недоросль”, — проблема воспитания просвещенных передовых
людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо
отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности,
самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у
него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со
стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме
как поесть, побегать на голубятне да жениться.
То же самое происходит при дворе.
Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться
в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном
настоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела.
Они “...не оставляют двора... двор им полезен”, “...чины нередко
выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.
Но автор не оставляет надежды, что
что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой,
запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным
неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится” — такой вывод делает
Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры,
которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых
над крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью.
А вот сформулированные драматургом
жизненные “...правила, которым следовать должны...” настоящие дворяне:
1.
“...Имей
сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
2.
“Всякий найдет
в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а
там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала”.
3.
“Прямую цену
ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо
выше всей беглости ума”.
4.
“...Любочестивый
человек ревнует к делам, а не к чинам”.
5.
“Одно почтение
должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только
тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.
6.
“Степени
знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для
отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия... По
моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в
сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет
нужного”.
7.
“...Что такое
должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от
кого зависим... Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать
ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть
отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых
благородство... погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином!
Подлее его ничего на свете не знаю”.
Все эти постулаты соответствуют
идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.