Позиция автора в повести И.С. Тургенева “Первая любовь”
Создавая произведение, автор материализует свои переживания, раскрывает ту
или иную идею, привязывается к своему труду и сочувствует героям — в его
сознании они живут своей жизнью, являясь носителями определенных мыслей.
Раскрывая смысл произведения, автор готовит героям судьбы, которых они
заслуживают. Так рождается отношение автора к героям — авторская позиция в
произведении. Каковы же основные способы ее выражения? Это портрет, пейзаж,
взаимные характеристики героев — словом, все детали, влияющие и на наше
отношение к главной идее произведения.
Рассмотрим конкретные примеры из повести Тургенева. Само название “Первая
любовь” говорит о трепетном отношении автора к предмету повествования. Можно
предположить, что Тургенев, вспоминая об этом увлечении, не жалеет о нем и
думает о чувстве с нежностью. Здесь надо сделать оговорку: Тургенев как
сторонний наблюдатель описывает разговор между “не старыми, но и не молодыми
холостяками” — Сергеем Николаевичем и Владимиром Петровичем. Далее рассказ о
первой любви ведется от лица Владимира Петровича. Хозяин дома, где встречаются
холостяки, и Сергей Николаевич считают свою первую любовь недостойной всеобщего
внимания и почти ничего не говорят о ней. Этот факт подчеркивает, насколько
исключительной история Владимира Петровича кажется Тургеневу. О позиции автора
в произведении можно судить и по приводимому им портрету персонажей. Вот
Зинаида, какой ее увидел Владимир в первый раз:
“В нескольких шагах от меня — на поляне, между кустами зеленой малины,
стояла высокая стройная девушка в полосатом розовом платье и с белым платочком
на голове; вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно
хлопала их по лбу теми небольшими серыми цветками, которых имени я не знал. В
движениях девушки было что-то такое очаровательное, повелительное, ласкающее,
насмешливое и милое, что я... кажется, тут же бы отдал все на свете, чтобы и
меня эти прелестные пальчики хлопнули по лбу...”
Описание Зинаиды свидетельствует об ее романтичности, юности; Владимир видит
девушку среди зелени, в саду — это обнаруживает связь Зины с природой,
гармоничность ее образа. Все в ней хорошо, и Владимир готов все отдать, чтобы и
его “эти пальчики хлопнули по лбу”. Вокруг пока еще не знакомой главному герою
девушки толпятся поклонники — видно, что Тургеневу она кажется загадкой, и он
бы, может быть, покорился ее воле. Через некоторое время после знакомства
Владимир влюбляется в Зинаиду. Чувство юноши очевидно: он пытается выделиться
из массы поклонников перед ней, исполняет многие ее желания, которые Зинаида
бессознательно высказывает; в конце концов, это лишь первая его любовь, и “что
в душе, то и на лице”.
Зинаида видит эту любовь; она разрывается между Владимиром и его отцом,
который также увлечен ею. Тургенев подчеркивает способность Зины понимать чужие
переживания, ее рассудительность. Она хорошенько взвешивает ситуацию, прежде
чем прийти к решению: стать любовницей женатого мужчины, разрушив его семью,
или любить его сына, еще мальчика?
Тургенев передает и мучения перед выбором, подчеркивая ее человечность,
искренность. “Все мне опротивело, — прошептала она, — ушла бы я на край света,
не могу я это вынести, не могу сладить... И что ждет меня впереди!.. Ах, мне
тяжело... боже мой, как тяжело!”
Мать Владимира не любит княгиню и княжну: девушку она называет гордячкой и
гризеткой, а ее мать — “une femme capable de tout”, женщиной, способной на что
угодно. Но это не роняет Зинаиду в глазах читателя — ведь мать беспокоится за
сына, который влюбился в бедную девушку со множеством поклонников, она не
хочет, чтоб мальчик был несчастным. Бедная женщина ревнует к молодой соседке и
своего мужа. Тургенев жалеет матушку Владимира: она не нужна своему мужу,
который женился на ней по расчету, будучи младше ее на десять лет; она ни разу
не называет его по имени — этим подчеркивается ее ненужность грубому мужу.
Автор понимает ее чувства.
На всю ситуацию Тургенев смотрит не как на отжившие воспоминания; он будто
сам все переживает, сочувствует Владимиру, его матери, Зине! В его отношении к
Владимиру — а это проявляется в описании черт, поступков — нет иронии. И хотя
Владимир Петрович сам излагает события, он не высмеивает свои ошибки, не
осуждает кого-либо. Если образ Зины написан с благоговением, то Владимиру автор
симпатизирует. Портрет его не приводится, так как повествование ведется от
первого лица. Мы можем судить о неопытности юноши, он еще совсем ребенок: лишь
месяц назад его покинул гувернер, мальчик стреляет ворон в саду, он не знает,
как реагировать на слезы Зинаиды, на бесчестный поступок отца. Владимир
искренне любит Зину, он исполняет ее причуды: прыгает с высокой стены,
участвует в нелепых играх. В своем отношении к герою Тургенев демонстрирует
сочувствие, сопереживание — на его голову свалились проблемы, которые подчас не
разрешит и взрослый. Глубину чувства Владимира автор подчеркивает полным
отсутствием у него эгоизма — юноша желает лишь счастья своей любимой, он хочет,
чтоб она не мучилась и была вместе с тем, кто ей мил.
Благодаря своеобразному ведению сюжетной линии в повести, изображению героев
автором, читатель смотрит на события глазами шестнадцатилетнего мальчика.
Итак, чистый образ этого молодого человека написан с сочувствием и
симпатией.
Каково же отношение автора к отцу юноши, Петру Васильевичу? По всему видно,
что Владимир, а значит, и Тургенев сдержанно осуждают его. Вот что говорит
рассказчик о своем отце: “Мой отец, человек еще молодой и очень красивый,
женился на ней (матери) по расчету; она была старше его десятью годами. Матушка
моя вела печальную жизнь: беспрестанно волновалась, ревновала — но не в
присутствии отца; она его очень боялась, а он держался строго, холодно,
отдаленно...”
Эти строки и объясняют жесткий характер, холодность с сыном и женой,
бесчестность Петра Васильевича. Лишь алчность и эгоизм управляют им — но автор
не говорит об этом напрямую; он лишь рассказывает о поведении этого персонажа,
не комментируя его поступков.
Трудно не заметить, что Тургенев ждет от читателя оценки интриги повести,
близкой к главному герою, мальчику, — значит, мы не найдем в произведении
открытого осуждения отца сыном.
Одновременно с любовью Владимира к Зинаиде девушкой увлекается и Петр
Васильевич. Однако его не интересуют чувства несчастной жены, влюбленного сына
и Зины. Между супругами вспыхивают ссоры, страдает Владимир, Зинаида мечется
между отцом и сыном — а Петр Васильевич хладнокровно использует ситуацию в
своих целях. Страдания и боль близких его не волнуют.
Владимир до последней минуты не верит в то, что отец обманывает его и мать,
хотя все вокруг и говорят об этом. Однажды Володя видит отца в ночном саду,
идущего к княжне, но оправдывает его в своих глазах. Для мальчика он
неоспоримый идеал.
В конце повести Петр Васильевич берет с собой сына на конную прогулку и
заезжает к княжне, думая, что Володя не видит его. Вот когда рушатся надежды
юноши.
Может быть, прообразом Петра Васильевича явилась мать Тургенева, жестокая и
властолюбивая женщина? Если так, именно из-за этого автор уважает, но не любит
отца Владимира.
Петр Васильевич и сам знает, что делает больно всем: жене, сыну, Зине. Его
жестокость подчеркивается и тем, что он способен причинять не только
нравственные страдания, но и физическую боль близким: “отец внезапно поднял
хлыст, которым сбивал пыль с полы своего сюртука, — и послышался резкий удар по
этой обнаженной до локтя руке. Я едва удержался, чтоб не вскрикнуть, а Зинаида
вздрогнула, молча посмотрела на моего отца и, медленно поднеся руку к губам,
поцеловала заалевший на ней рубец”. Этот эпизод происходит во время конной
прогулки Владимира и его отца. Чтобы убедить юношу в жестокости отца, автор дал
ему возможность оказаться рядом именно в эту минуту.
Читая любое талантливое произведение, мы невольно проникаемся чувствами
автора, без труда видим его позицию. Причем автору достаточно описать несколько
черт героя, а не говорить открыто о качествах персонажа — и читатель поймет,
как автор относится к своему герою или его идее, а значит, построит на этом
собственное суждение. Мы скоро узнали об отношении Тургенева к юному,
неоперенному Владимиру; к Зинаиде, находящейся в смятении и поставленной перед
сложным выбором, к Петру Васильевичу, сухому и жестокому разрушителю.
Мастерство Тургенева-писателя проявляется, видимо, в том, что при чтении
повести не задумываешься о том, какими именно художественными приемами автор
добивается желаемого эффекта. Ни один нормальный человек, наверное, не
задумается о том, что сцена унижения Зинаиды в эпизоде с хлыстом написана для
того, чтобы продемонстрировать жестокость и бесчеловечность Петра Васильевича.
Вместе с тем этот эпизод, как и вся повесть, несет в себе определенный
эмоциональный заряд — трепетное отношение автора к искреннему чувству юного
героя, презрение Тургенева к расчетливости, холодности, эгоизму. Воистину,
несмотря на миновавшее столетие с момента написания повести, несмотря на
значительно изменившиеся отношения между людьми, позиция автора “Первой любви”
остается понятной и близкой современному читателю. Может быть, оттого, что
первая любовь — понятие, существующее вне времени, талант и мастерство
Тургенева позволяют нам убедиться, что чувства, испытанные его героями в
прошлом веке, вполне актуальны и сегодня.