Символика природы в романе "Отцы и дети". Символ дерева
Описание пейзажа, характеристики героев через отношение к природе — все это
занимает большое место в произведениях Тургенева. Любовь к природе и частые
обращения к ней в произведениях сделали автора знатоком пейзажной
характеристики. Говоря о природе в романе “Отцы и дети”, прежде всего читатель
вспомнит лес или, более конкретно, — дерево. И это имеет свой смысл, ведь
некоторые герои романа имеют прямое отношение к лесу и дереву.
Сомнений не вызовет утверждение, что многие герои “Отцов и детей” зооморфны.
Например, Николая Петровича Базаров прямо называет божьей коровкой, а Фенечка —
кошечка во сне Базарова. А что же сам Базаров? Его уже труднее сопоставить с
каким-либо животным. Возможно, он сам сопоставляет себя с лягушкой, считая, что
все люди все равно что лягушка. Говоря о Базарове, нужно сказать, что он,
наверное, единственный герой, у которого есть талисманы. И здесь показывает
свое влияние природа, к которой Базаров относится равнодушно, даже с цинизмом:
“Природа не храм, а мастерская, и человек — в ней работник”. А ведь именно
природа дала ему один из его талисманов — осину. Но осина дерево очень
необычное, она забирает энергию, и на нем даже вешали преступников. Почему же
именно осина стала талисманом Базарова? Возможно, потому что Базаров и сам
похож на осину. В разговоре с ним многие терялись, смущались, не зная, как
вести себя, он как будто забирал энергию у людей, общавшихся с ним. Наверное,
это и стало причиной того, что Аркадий Кирсанов последовал за Базаровым, хотя в
душе не был нигилистом. Но в то же время есть версия о том, что из осины был
сделан крест Христа, то есть в осине присутствует положительное начало. И,
безусловно, нельзя отрицать положительные качества Базарова как человека умного
и достаточно образованного. Базаров — лягушка, а ведь только она может
обращаться к Богу.
Афоризмом стали слова Базарова о том, что ни один ботаник не станет
рассматривать каждую березу отдельно. И говорил это Базаров, сравнивая березы с
людьми. Его собственная жизнь убедила его в обратном. Он встретил такую
необычную, немного таинственную женщину, как Одинцова, и полюбил ее, хотя до
встречи с Одинцовой презрительно отзывался о женщинах, говорил, что свободно
мыслит между женщинами только урод. А ведь береза, с которой он сравнивал
людей, — дерево, которое отдает энергию, в отличие от осины.
Еще один яркий персонаж “Отцов и детей” — это Павел Петрович Кирсанов. И
если Базарова мы сравниваем с осиной, то Павел Петрович — это лес. Лес состоит
из деревьев-людей, что говорит отчасти в его пользу, отчасти — нет. Павел
Петрович — человек достаточно сильный, но все же он не смог побороть себя при
встрече с княгиней Р. Именно в лесу живут божьи коровки, и кошку можно там
найти, и лягушку. Поэтому, наверное, Павел Петрович в результате начинает
понимать Базарова, ведь лягушка — талисман Базарова. У Базарова с Павлом
Петровичем больше сходства, чем различий, и это подтверждается тем, что лягушка
живет в лесу. И еще Базаров — это и червь, и орел и Павел Петрович — и апостол
Павел, и “маленький”.
Мотив дерева мы видим и во время встречи Аркадия Кирсанова с Катей
Одинцовой. Они сидели под ясенем, который способствовал их любви, оберегал.
Они, наверное, почувствовали это и поэтому встречались именно там.
В сцене под стогом, когда там отдыхали Базаров и Аркадий, присутствует мотив
дерева. Падает кленовый лист. А кленовый лист напоминает крест и принимает
значение ключа к жизни, обращения к Богу.
И в переломном моменте романа — дуэли — тоже присутствует мотив дерева:
дуэль проходила за рощей, эта роща скрывала дуэлянтов, и никто не догадался о
том, что же на самом деле произошло между Базаровым и Павлом Петровичем.
Базаров, всю жизнь насмехавшийся над прекрасным, в конце жизни задумался,
зачем он жил, нужен ли он России? Любовь и природа победили его холодность и
равнодушие, и над его могилой мы видим две прекрасные елки, посаженные
заботливыми рукам! его родителей.
Мотив леса и дерева прослеживается на протяжении практически всего романа и
имеет немаловажное значение. Это и средство характеристики персонажей, и
средство выражения авторской позиции. Надо обладать большим мастерством, чтобы,
казалось бы, небольшие детали сделать значимыми. И Тургенев, обладая этим
даром, вложил неоспоримый по важности и необходимости смысл в описания и
упоминания леса и дерева.