"Мертвые
души" Н.В. Гоголя
1) Две России в поэме
2) Души мертвые и живые
"Какой огромный, какой
оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем" -
писал Н.В. Гоголь В.А. Жуковскому в начале работы над поэмой. Так сам Гоголь
определил объем своего произведения - вся Русь. И автор смог раскрыть во всем
объеме как негативные, так и позитивные стороны жизни России эпохи крепостного
права. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова
сначала в "аду" - I том "Мертвых душ", затем "в
чистилище" - II том "Мертвых душ" и "в раю" - III том.
Но эта идея так и не была воплощена в жизнь до конца. До читателя в полном
объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает все минусы русской
жизни.
Первая часть представляет галерею
собирательных образов современных автору помещиков. Это и есть "мертвые
души" поэмы. Гоголь знакомит читателя с ними в порядке возрастающей
моральной деградации. Первым перед нами предстает Манилов - мечтательный и
обходительный человек с приятными чертами лица. Но таким он кажется только на
первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликнете: "Черт знает, что
такое!". Его мечтательность - это паразитизм, безволие, праздность.
Другой тип русского помещика Гоголь
представляет нам в Коробочке. Хозяйственная, хлебосольная, гостеприимная, она
вдруг становится "дубинноголовой" в сцене продажи мертвых душ, боясь
продешевить. Это тип человека себе на уме.
Третьим перед читателем предстает
Ноздрев. Здесь Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Автор открывает
нам две сущности Ноздрева: сначала он кажется прямым и нескрытным человеком. Но
потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева - безразличное
панибратство с каждый встречным и поперечным, его энергия - пустая растрата сил
в кутежах и дебошах, его живость - это неспособность сосредоточиться на
каком-нибудь серьезном предмете или деле. Главная его слабость, по словам
самого писателя, - "нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой
причины".
Четвертый помещик - Собакевич,
который напоминает читателю Коробочку. Он, как и она, накопитель. Только в
отличие от Коробочки это расчетливый и хитрый скряга. Ему удается обвести
вокруг пальца самого Чичикова! Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он
сравнивается с животным (медведем). Этим сравнением Гоголь подчеркивает степень
одичания человека, степень омертвения его души.
Завершает эту галерею "мертвых
душ" "прореха на человечестве" Плюшкин. Это вечный в
классической литературе образ скупого. Плюшкин - крайняя степень
экономического, социального и морального распада человеческой личности. Плюшкин
являет собой апогей папаши Гранде, Гобсека и Скупого рыцаря.
Такова Русь! Таковы помещики - мертвые
души. К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми
душами", примыкают и губернские чиновники. Кого же можно назвать душами
живыми в поэме, да и есть ли они? Я думаю, Гоголь не собирался
противопоставлять жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. Гоголевские
крестьяне тоже далеко не идеальны. Кучер Селифан - не дурак выпить. Лакей
Петрушка спит не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то особенный
запах". Но именно для крестьян у Гоголя находятся ласковые слова и теплая
интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо,
Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Все это люди, о судьбе
которых автор задумался и задался вопросом: "Что вы, сердечные мои, поделывали
на веку своем? Как перебивались?". Но все-таки есть на Руси хоть что-то
светлое, не поддающееся гниению ни при каких условиях, есть люди, составляющие
"соль земли". Есть и сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты
Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется
художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее без ноздревых и
плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. "Русь, куда ж несешься ты? Дай
ответ. Не дает ответа".