Идейно-композиционный прием антитезы в романах Толстого и Достоевского.
(По произведениям "Война и мир" Л.Н. Толстого и
"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского)
Антитеза - основной идейно-композиционный принцип "Войны и мира" и
"Преступления и наказания", заложенный уже в их заглавиях. Он
проявляется на всех уровнях художественного текста: от проблематики до
построения системы персонажей и приемов психологического изображения. Однако в
самом использовании антитезы Толстой и Достоевский часто демонстрируют разный
метод. Истоки этого различия в их взглядах на человека.
В самих произведениях Толстого и Достоевского содержится проблема: заглавия
не однозначны, полисемантичны. Слово "война" означает в "Войне и
мире" не только военные действия, не только события, происходящие на поле
сражения; война может происходить в повседневной жизни людей (вспомним такую
войну из-за наследства графа Безухова) и даже их душах. Еще более насыщенным в
смысловом отношении является слово "мир": миръ как антитеза войне и
"мiръ" как общность людей. Заглавием окончательной редакции романа Л.
Н. Толстого стало "Война и миръ", то есть мир как антитеза войне. Но в
многочисленных черновиках и набросках Толстой варьирует написание этого слова,
как бы колеблясь. Само сочетание "война и мир" мы можем встретить у
Пушкина в "Борисе Годунове":
"Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса".
Уже в пушкинском контексте сочетание "война и мир" становится
ключом к историческому процессу в целом. Таким образом, мир - это категория
универсальная, это жизнь, это вселенная. С другой стороны, совершенно ясно, что
понятия преступление и наказание интересуют Достоевского не в их узком
юридическом смысле. "Преступление и наказание" - это произведение,
ставящее глубинные философские и нравственные проблемы.
Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя
полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие людей, на другом - зло и
вражда, разобщающие людей. Толстой испытывает своих героев с точки зрения
закона "непрерывного движения личности во времени". Герои, способные
к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе
начала "живой жизни" и мира. Герои неподвижные, неспособные
чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как
носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет
эти персонажи. Так, салон Анны Павловны Шерер Толстой не зря сравнивает с
прядильной мастерской, с бездушной машиной.
Через весь роман проходит антитеза "правильность -
неправильность", "внешняя красота - живое очарование". Для
Толстого неправильные и даже некрасивые черты лица Наташи гораздо
привлекательнее, чем античная красота Элен, жизнерадостный (пусть не к месту)
смех Наташи в тысячу раз милее "неизменной" улыбки Элен. В поведении
героев автор также противопоставляет стихийное разумному, естественное театральному.
Для Толстого "ошибки" Наташи гораздо естественнее и натуральнее, чем
рассудочное поведение Сони. Законченным воплощением начала войны в романе стал
Наполеон. Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой
остается актером. Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие
античные образцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Кутузов. Он -
истинный выразитель духа нации.
"Мысль семейная" противопоставляет семью Ростовых
"клану" Курагиных. Антитеза "ложное - истинное" используется
Толстым и при изображении душевных движений своих героев. Так, Пьер на дуэли,
чувствуя всю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ее
удачного разрешения, а требует "скорее начинать" и усиленно заряжает
свой пистолет.
В отличие от героев Толстого, герои Достоевского никогда не изображаются
однозначно: человек у Достоевского всегда противоречив, непознаваем до конца.
Его герои сочетают в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания,
жертвенности и бездну зла, эгоизма, индивидуализма, порока. В каждом из героев
есть два идеала: идеал Мадонны и идеал Содомский. Содержание "Преступления
и наказания" составляет суд над Раскольниковым, внутренний суд, суд
совести.
Приемы, которые Достоевский использует в создании образной системы своего
произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевский прибегает к приему
двойного портретирования. Причем первый портрет, более обобщенный, обычно
спорит со вторым. Так, до совершения преступления автор говорит о красоте
Раскольникова, о его прекрасных глазах. Но преступление не только запятнало его
душу, но и оставило трагический отпечаток на лице. На этот раз перед нами
портрет убийцы. В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи. Таким
образом, мы видим, что антитеза как художественный прием оказался очень
продуктивен для двух крупнейших художников-реалистов, Толстого и Достоевского.