Художественное пространство и время в творчестве Ч. Айтматова
Вот уже почти сорок лет мы читаем произведения Чингиза Айтматова и никак не
можем к ним привыкнуть.
В 60-х годах, будучи еще молодым прозаиком, он поведал о своей любви к
родному краю, к людям, живущим в горах Тянь-Шань, окружающим великое озеро
Иссык-Куль. “Повести гор и степей” дышали молодостью, свежестью, радостью
бытия. Но уже тогда появляется “дисгармоническая” окрашенность некоторых
сюжетных линий, эпизодов, образов холодными оттенками трагического, с особой
силой заявившей о себе в повестях “Материнское поле” и “Прощай, Гульсары!”.
Впервые же ощущение болевого шока читатель испытал в 1970 году от повести
“После сказки” (“Белый пароход”). А в 1980 году пронзительно и требовательно взглянул
нам в глаза Едигей Жангельдин — главный герой романа “И дольше века длится
день”. Каждый раз произведения Айтматова застают врасплох, повергают в сомнения
и растерянность читателя и критика яркой публицистичностью, острой
социальностью и высоким уровнем художественности, подкрепленным философской
глубиной и наполненностью. В этом суть феномена Айтматова-писателя. Все его
произведения, казалось бы сотканные из сиюминутных, наиактуальнейших моментов
нашей жизни, несут глубинные пласты, заключающие в себе осмысление сложнейших
социальных, психологических, общечеловеческих проблем. Его повести и романы
принадлежат не только дню сегодняшнему, но и завтрашнему, так как предвосхищают
события истории нашего общества и мира в целом.
В романе “И дольше века длится день” существует как бы несколько
пространств: Буранного полустанка, Сары-Озеков, страны, планеты, околоземного и
дальнего космоса. Это как бы одна ось координат, вторая временная: воедино
связываются далекое прошлое, настоящее и почти фантастическое будущее. Каждое
пространство имеет время, все они взаимосвязаны между собой.
Из этих взаимосвязей, которые возникают благодаря сложному композиционному
решению, рождаются метафоры и ассоциативные образы романа, придающие глубину и
выразительность художественным обобщениям писателя. В самом начале романа
стрелочник Едигей разведет все три времени; литерный уйдет в будущее на
космодром Сары-Озек, сам Едигей останется в настоящем, а мысли его унесутся в
прошлое. С этого момента категории времени будут существовать в разных мирах и
развиваться параллельно. Соединятся, сомкнутся они лишь в финале романа в
страшной картине апокалипсиса. “Небо обваливалось на голову, разверзаясь в
клубах кипящего пламени и дыма... Человек, верблюд, собака — эти простейшие
существа, обезумев, бежали прочь. Объятые ужасом, они бежали вместе, страшась
расстаться друг с другом, они бежали по степи, безжалостно высветляемые
гигантскими огненными всполохами...”
Местом встречи времен стало древнее родовое кладбище Ана-Бейит,
"возникшее на месте гибели матери, убитой рукой сына-манкурта,
изуродованного средневековыми жуаньжуанями. Новые варвары построили на родовом
кладбище космодром, на котором в толще земной, в прахе предков до поры до
времени таились ракеты-роботы, замкнувшие, казалось бы, разорванную связь
времен по сигналу из будущего, вознеслись над миром силы зла далекого прошлого,
невероятно жестокого с точки зрения настоящего. Так в романе Ч. Айтматова
переплетаются образы пространства — времени, героев, мысли и чувства и
рождается удивительно гармоничное единство, особенно необходимое в наш век не
только из-за вторжения научно-технических свершений в область фантастики, но
скорее потому, что противоречив и дисгармоничен мир, в котором мы живем.