Женские образы в "Горе от ума" и "Евгении Онегине"
Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" и роман А.С. Пушкина
"Евгений Онегин" - грандиозные по замыслу и содержанию произведения.
Особое внимание в этих произведениях уделяется женским образам. Женщину, несомненно,
ценили во все времена, писали ей стихи, защищали, дарили цветы. О женских
образах в романе девятнадцатого столетия принято говорить
"пленительные". Мне кажется, что Софье Фамусовой (главная героиня в
"Горе от ума") и Татьяне Лариной (главная героиня "Евгения
Онегина") подходит именно это определение. Эти девушки - олицетворение
любви, жизни, счастья, молодости и женской прелести. Однако характеры у этих
героинь довольно разные.
Софья - сложный для понимания человек. Противоречивость ее характера отметил
Гончаров. Он писал, что Софья - это "...смесь хороших инстинктов с ложью,
живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения. "...В
собственной, личной ее физиономии прячется что-то горячее, нежное, даже
мечтательное". Татьяна же была женским идеалом для А.С. Пушкина: Простите
мнe, я так люблю Татьяну милую мою! В ней не было ничего не понятного читателю
и поэтому она сразу вызывала симпатию. Глубокой основой ее образа является
народность. Именно это помогло Татьяне победить высший свет, и в этой победе
залог победы духа народности над всем, ему противостоящим. Весь милый для
Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно поэтической русской природой -
простой, лишенной экзотики. Отсюда возникает характерное противопоставление
русской природы, деревенской жизни Татьяны, полной тихих и поэтичных прелестей,
светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой
вежливости. Белинский писал: "Природа создала Татьяну для любви, общество
пересоздало ее".
На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же
чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке книг, воспоминанию о
своей няне: Тотъяна смотрит и не видит, Волненье света ненавидит; Ей душно
здесь.., она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В
уединенный уголок... Она вовсе не стала светской дамой, в какую превратилась
Софья, воспитывавшаяся в фамусовском обществе и оторванная от народности. В
этом, на мой взгляд, и кроется главное различие этих героинь. Однако Софья тоже
незаурядная личность. Ее своеобразие заключается в том, что она выбирает не чин,
не знатность, не перспективного Скалозуба, а безродного Молчалина, то есть ищет
только личные, моральные достоинства, свойственные конкретному человеку. Избрав
Молчалина, Софья готова бороться за свой выбор и с мнением света, и с гневом
отца, для которого "кто беден, тот тебе не пара", и даже с ядовитыми
насмешками Чацкого. Образ Софьи интересен тем, что она и похожа, и не похожа на
окружающих дам. Противопоставленная женскому лагерю как личность, героиня
сближается с ним как социальный тип. Это умная, гордая девушка с сильным
независимым характером и горячим сердцем. Но все ее хорошие задатки не
получили, да и не могли получить развития в, обществе, где "Фамусовы и Скалозубы
являются правителями страны". Наоборот, ложное воспитание привило Софье
много отрицательных черт, сделало ее представительницей общепринятых в этом
кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого
ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который
любит ее "по должности". Поступая наперекор моральным устоям
общества, Софья, тем не менее, по-своему утверждает его устои. Например,
стараясь использовать общество как оружие против Чацкого, она сама становится
орудием в руках этого общества. Эта неопределенность Софьи и делает ее образ
бесконечно трудным для понимания. По мнению Пушкина, Софья начертана неясно.
Неясность ее в том, что в ней совмещается, казалось бы, несовместимое:
мечтательность и практичность, сентиментальность и властность, наивность и
холодная расчетливость, способность на истинное страдание и ядовитая
насмешливость над страдающим Чацким. Чертой, делающей Софью и Татьяну похожими,
является чтение сентиментальных романов. Поэтому каждая героиня ждала от любви
каких-то чудес, и ни одна из них не замечала недостатков своего возлюбленного:
Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя И предается, безусловно,
Любви, как милое дитя... Мне кажется, что эти же слова можно сказать и о Софье,
которая любит так же искренно и преданно. Вспомним, с каким чувством она
рассказывала своей служанке Лизе о своем свидании с Молчалиным: Возьмет он
руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся
ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит Софья страдает от того,
что она не может открыто встречаться со своим любимым. Но по-настоящему она
начинает страдать, узнав сущность Молчалина. Она путается из-за того, что ее
обманули и она сама обманулась. Именно ее откровенность, искренность и
непосредственность доказывают, что окружающее ее общество не убило в ней
истинный народный характер.
Татьяна, как и Софья, воспитывалась на иностранных романах, поэтому Онегин
рисуется воображению Татьяны в романтических красках: Кто ты, мой ангел ли
хранителъ, Или коварный искуситель... Пушкин иронически замечает по поводу этих
романтических грез Татьяны: Но наш герой, кто б ни был он, Уж, верно, был не
Грандисон. Истинная душа Онегина познается Татьяной только после посещения
деревенской усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку онегинского кабинета,
просматривая книги Онегина, Татьяна, наконец, начинает прозревать: Кто ж он?
Ужели подраженье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих
причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон... Уж ни пародия ли он?
Белинский, высоко оценивший роль Татьяны, отметил: "Она поняла наконец,
что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса
страданий и скорби любви". Таким образом, у Татьяны исчезло романтическое
восприятие жизни, точно так же, как и у Софьи. Драма, пережитая Софьей,
является первым в русской литературе опытом изображения душевной жизни женщины,
который позже затронул А.С. Пушкин, описав жизнь Татьяны. Анализируя
прочитанные произведения, я с уверенностью могу сказать, что женские образы в
литературе первой половины XIX века имеют поистине непреходящее значение. Они
учат нас жить, поступать по совести, пробуждают в нас лучшие чувства и желание
делать добро, и всегда оставаться такими, какими нас сделала природа. И мне
хочется верить, что хоть кто-нибудь из нас, читающих и любящих русских
писателей, будет воспитываться на их произведениях, и изо дня в день, из месяца
в месяц, из года в год, будет творить маленькое, бескорыстное добро.