Система персонажей в романе “Преступление и наказание”
В 1866 году вышел в свет роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление
и наказание”, ставший совершенно новым явлением в русской литературе. Основное
его отличие от предшествующих произведений состояло в богатой полифонии
образов. В романе насчитывается около девяноста персонажей: здесь и городовые,
и прохожие, и дворники, и шарманщики, и мещане, и многие другие. Все они,
вплоть до самых незначительных, составляют тот особый фон, на котором развивается
действие романа. Достоевский даже вводит необычный, на первый взгляд, образ
большого города (“Петербург Достоевского”!) с его мрачными улицами, “колодцами”
дворов, мостами, тем самым усиливая и без того тягостно-напряженную атмосферу
безысходности и подавленности, которая определяет настроение романа. И среди
всего многообразия персонажей выделяются несколько, оказавших наибольшее
влияние на ход мыслей Родиона Раскольникова — главного героя произведения.
Каждый из них как человек с уже сложившимися взглядами и убеждениями является
носителем какой-то определенной теории. И безусловно, эти герои подчинены одной
основной задаче — всестороннему и полному раскрытию образа Родиона
Раскольникова.
Условно всех второстепенных персонажей можно разделить на две группы:
“антиподы” и “двойники” главного героя, в общении с которыми он находит
подтверждение или опровержение своей теории.
Так, в самом начале романа Раскольников встречается с Семеном Захарычем
Мармеладовым, спившимся чиновником, основной идеей которого является не борьба
со злом, внутри и вокруг себя, а смирение с ним как с чем-то неизбежным.
Самоуничижение — вот главный принцип Мармеладова. Этот безвольный пьяница
приносит одни несчастья своим близким и прекрасно это осознает, но не может
противостоять своей слабости. Единственная его надежда на то, что в день
“страшного суда” Бог простит таких, как он, только за то, что ни один из них
“сам не считал себя достойным того”. Встреча с Мармеладовым сыграла решающую
роль в становлении теории Раскольникова, который не был способен, да и не хотел
мириться с нищетой и повторять судьбу Семена Захарыча. После разговора с ним
главный герой еще больше уверился в правильности своих убеждений.
Укрепила эту веру и его встреча с Катериной Ивановной, протест которой выражается
лишь в словах и в бесплодных, порой болезненных мечтаниях. Подобный путь привел
ее к потери рассудка и смерти от чахотки. Крах Катерины Ивановны убеждает
главного героя в том, что единственный выход — это активное действие, а не
слова.
Раскольников тоже один из униженных и оскорбленных, но он полон желания
решительно изменить свою жизнь, пусть даже через преступление. Порой он
сомневается, боится загубить свою душу, но его манит результат, причем более
ощутимый, чем тот, которого добилась Соня Мармеладова. О ней Раскольников
впервые услышал от ее отца, и история эта чрезвычайно поразила Родиона. Соня,
по мнению главного героя, совершает, может быть, даже более страшное
преступление, чем он, убивая не кого-то, а себя. Она жертвует собой, а жертва
эта напрасна. Так же как впоследствии окажется напрасной и жертва
Раскольникова. Поэтому он с первого взгляда признает в Соне близкого человека,
а она, приняв на себя его страдания, становится его верной спутницей. Все
старания Сони направлены на разрушение бесчеловечной теории Раскольникова. По
ее мнению, выход кроется в смирении и принятии основных христианских норм. Для
Сони религия не просто условность, а единственное, что помогает выжить в этом
страшном мире и дает надежду на будущее. В конце концов, идея христианского
смирения Сони побеждает чудовищную теорию Раскольникова. И с этого начинается
нравственное возрождение главного героя.
И Соня, и Мармеладов, и сам Раскольников — люди, прикоснувшиеся к пороку. Но
есть у Достоевского и другие герои. Это мать и сестра Раскольникова и его
университетский товарищ Разумихин. Недаром общение с ними после преступления
невыносимо для главного героя. Он понимает, что души их чисты и что совершенным
убийством он навсегда отделил себя от них. Они олицетворяют для Раскольникова
“отвергнутую им совесть”. Ведь и Разумихин, и Дуня не приемлют теорию
“сверхчеловека”. “Меня более всего возмущает, что ты кровь по совести
разрешаешь”, — говорит Раскольникову его друг, по натуре очень добродушный
человек, для которого чувство товарищества превыше всего. “Но ведь ты кровь
пролил!” — в отчаянии восклицает Дуня, узнав о страшном преступлении брата. И
для нее, и для Разумихина путь Раскольникова неприемлем. Они представляют новое
поколение, которое будет “гуманно, человечно и великодушно”. Они “антиподы”
Раскольникова, они отрицают его теорию.
Но есть в романе персонаж, который сам себя считает “двойником” главного
героя. Это Свидригайлов — один из наиболее сложных образов Достоевского. Он,
как и Раскольников, отверг общественную мораль и всю жизнь потратил на поиск
удовольствий. По слухам, Свидригайлов даже виновен в смерти нескольких людей.
Он заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила
в его душе какие-то, казалось, навсегда потерянные чувства. Но раскаяние к
Свидригайлову (в отличие от Раскольникова) приходит слишком поздно, когда
времени на обновление уже не осталось. Пытаясь заглушить угрызения совести, он
помогает Соне, детям Катерины Ивановны, своей невесте и после этого пускает
пулю себе в лоб. Таков финал всех, кто ставит себя выше законов человеческого
общества. Сообщение о самоубийстве Свидригайлова стало последним доводом для
Раскольникова в пользу чистосердечного признания.
Но немаловажную роль в этом сыграл и следователь Порфирий Петрович — человек
умный, проницательный, тонкий психолог. Не имея в руках прямых доказательств
вины Раскольникова, он понимает, что единственный способ разоблачить
преступника — заставить говорить его совесть. Ведь Порфирий Петрович прекрасно
видит, что перед ним не ординарный убийца, а жертва ложной теории, частично
порожденной и тем общественным порядком, который он защищает. На протяжении
всего романа Порфирий Петрович выступает обличителем взглядов Раскольникова,
суровым и безжалостным. Признание Раскольникова — во многом его заслуга. Однако
даже на каторге главный герой жалеет не столько о пролитой им крови, сколько о
том, что не смог выдержать взятого на себя груза.
Идя по улице, он думает, что каждый из прохожих — убийца “не лучше его”,
только совершают эти люди преступления по-другому, в рамках так называемой
общественной морали. Как, например, Петр Петрович Лужин. Этот никого не убил и
не ограбил, но он знает множество других способов погубить человека (пример
тому — поминки Мармеладова). Поэтому Лужин так же бесчеловечен, как
обыкновенный убийца. В романе он служит олицетворением буржуазного общества,
столь ненавистного главному герою.
Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у
читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное (у Достоевского редко
встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощаден: права на
преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион
Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями.
Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели.
Показывая бесчеловечность буржуазного общества, его устройства, Достоевский все
же не в нем видел причины “распада связи времен”. Ответы на “проклятые” вопросы
писатель ищет не вокруг человека, а внутри него. И в этом отличительная черта
Достоевского-психолога.