Дворянство в изображении русских писателей первой половины
XIX
века
Широкое представление о дворянстве
XIX
века могут дать не столько учебники истории, сколько русская
художественная литература. Многие великие писатели
XIX
столетия
ставили в центр своих произведений дворянское сословие.
В своих работах такие авторы как Пушкин и
Грибоедов выступали против угнетения простого русского народа дворянами и
помещиками, а так же против крепостного права.
В своей комедии “Горе от ума” Грибоедов стремится высмеять глупцов,
показывая нам фамусовское общество с узким кругозором и бренными идеалами.
Многие писатели первой половины
XIX
века обнажают пороки дворянства. А.С. Пушкин в романе “Евгений Онегин”
изображает несколько типов дворянства: петербургское, московское и поместное
дворянство, писатель демонстрирует праздность и скуку столичной и
провинциальной жизни дворянства. Для петербургского дворянства характерны суета
и мишурность : “везде поспеть немудрено”. Люди в Петербурге проводят время в
светских увеселеньях, сменяя развлечения. Главный герой романа Евгений Онегин
встает после полудня, и к нему сразу несут записки с приглашениями:
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут.
Онегин посещает театры, балы, а утром уставший возвращается домой. В
Петербурге свет занят модой, а огромное значение имеет общественное мнение -
“пружина чести - наш кумир!”
Пушкин детально описывает в своем романе дворянское общество
XIX
века, причем как жизнь
провинциального народа, так и столичного. Практичность ума – вот, что отличает
провинциала от светского льва из Петербурга. Если столичные денди во всём
следуют моде, то основная черта провинции - это верность старине, новые
привычки еще не успели дойти до глубинки.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины.
Как и в Петербурге, на окраине любят балы, а посему и хорошо поесть. Еда
здесь и следование традициям, и средство от скуки.
Обряд известный угощенья,
Несут на блюдечках варенья.
Жизнь вне столицы однообразна, скучна и пуста, жители провинции отличаются
консервативностью быта и нравов, ограниченными интересами.
Все в них так бледно, равнодушно,
Они клевещут даже скучно.
Социальные вопросы ещё не раз будут подняты в произведениях мастеров пера
XIX
века. Н.В. Гоголь
спрашивает в лирических отступлениях поэмы “Мертвые души”, - “Куда же ты
несешься Русь?” Он не мог себе и представить, какое будущее может быть у
России, если в ней господствует гнёт крепостного права.
А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин детально изобразили нравы современного им
дворянства. В комедии “Горе от ума” главный герой Чацкий пытается отстаивать
свои передовые взгляды, однако терпит фиаско и становится посмешищем для
фамусовского общества. Эта неравная борьба олицетворяет вечный спор между
прошлым и будущим, между старым и новым.
Произведения этих
великих
писателей заставляют читателей думать.
Памятники литературы первой половины
XIX
века – это зеркало, отражающее общественные процессы
современной писателям жизни. Кроме того, эти произведения служат почвой для
размышлений сегодняшнему читателю.