Методика анализа литературного произведения
При анализе художественного произведения следует различать идейное
содержание и художественную форму.
А.
Идейное содержание
включает:
1.
тематику
произведения - выбранные писателем
социально-исторические характеры в их взаимодействии;
2.
проблематику
- наиболее существенные для автора стороны
и свойства уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в
художественном изображении;
3.
пафос
произведения - идейно-эмоциональное отношение
писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм,
сатира, юмор, романтика и сентиментальность).
Пафос
- высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя,
раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или
целого коллектива является выражением
героического
пафоса, причем
действиям героя или коллектива свойственна свободная инициатива, к тому же эти
действия обычно направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов.
Предпосылкой героического в художественной литературе является героика
действительности, борьба с силами природы, за независимость и национальную
свободу, за свободный труд людей, борьба за мир.
Когда автор описывает дела и чувства людей, которым присуще глубокое и
неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и
принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами
трагический
пафос.
Формы трагического пафоса весьма разнообразны и исторически изменчивы.
Драматический
пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека
неличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен
исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров
Катерины в “Грозе” и Ларисы в “Бесприданнице” Островского наглядно
демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.
Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел
романтический
пафос,
с помощью которого утверждается важность стремления личности к эмоционально
предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок
сентиментальный
пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств
героев и автора. Все эти виды пафоса несут в себе
утверждающее начало
и
реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.
Общей эстетической категорией отрицания негативных проявлений является
категория комического.
Комическое
- это форма жизни, претендующая на
значительность, но исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому
вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут
быть осознаны
сатирически
или
юмористически.
Гневное отрицание
социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса
сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере
человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому.
Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое
противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в
своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический
хохот.
Б. Художественная форма
включает:
1.
Детали предметной изобразительности:
портрет, поступки
персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка,
пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков
персонажей во времени и пространстве);
2.
Композиционные детали:
порядок, способ и мотивировка,
повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения,
отступления, вставные эпизоды, обрамление (
композиция образа
-
соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);
3.
Стилистические детали:
изобразительно-выразительные
детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические
особенности поэтической речи в целом.
Схема анализа литературно-художественного
произведения
1.
История создания.
2.
Тематика.
3.
Проблематика.
4.
Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5.
Жанровое своеобразие.
6.
Основные художественные образы в их системе и внутренних
связях.
7.
Центральные персонажи.
8.
Сюжет и особенности строения конфликта.
9.
Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер,
обстановка действия.
10.
Речевой строй произведения (авторское описание, повествование,
отступления, рассуждения).
11.
Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая
архитектоника произведения.
12.
Место произведения в творчестве писателя.
13.
Место произведения в истории русской и мировой литературы.
Общий план ответа на вопрос о
значении творчества писателя
А. Место писателя в развитии русской литературы.
Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.
1.
Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
2. Традиции и новаторство писателя в области:
а) идей;
б) тематики, проблематики;
в) творческого метода и стиля;
г) жанра;
д) речевого стиля.
В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.
Примерный план характеристики художественного
образа-персонажа
Вступление.
Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть.
Характеристика персонажа как определенного социального
типа.
1.
Социальное и материальное положение.
2.
Внешний облик.
3.
Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных
интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4.
Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5.
Авторское отношение к персонажу.
6.
Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через “соседство” с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
Заключение.
Какая общественная проблема привела автора к созданию
данного образа.
План разбора лирического
стихотворения
I.
Дата написания.
II.
Реально-биографический и фактический комментарий.
III.
Жанровое своеобразие.
IV.
Идейное содержание:
1.
Ведущая тема.
2.
Основная мысль.
3.
Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их
динамике или статике.
4.
Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5.
Преобладание общественных или личных интонаций.
V.
Структура стихотворения:
1.
Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
2.
Основные изобразительные средства иносказания, используемые
автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота,
ирония (как троп), сарказм, перифраза.
3.
Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур:
эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос,
обращение и восклицание.
4.
Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
5.
Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная,
богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная,
кольцевая), игра рифм.
6.
Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина,
септима, октава, сонет, Онегинская строфа).
7.
Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс),
другие виды звуковой инструментовки.
Как вести краткую запись о
прочитанных книгах
1.
Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось
его мировоззрение.
2.
Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в
печати.
3.
Время, изображенное в произведении, и место происходящих
основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в
произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы,
интеллигенция, рабочие).
4.
Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение
(со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений
современников).
5.
Краткий план содержания.