1. Краткая биография Марка Твена
Марк Твен (настоящее имя - Сэмюэль Ленгхорн Клеменс) родился 30 ноября 1835 года в маленькой деревне штата Миссури. Отец Сэмюэла - Джон Маршал Клеменс – был человеком очень суровым и независимым. Он несколько лет држал лавку, поэтому семья жила в достатке. Мать будущего писателя - Джейн Лэмптон Клеменс – напротив, была очень доброй, терпеливой и спокойной женщиной. От нее Марк Твен унаследовал эмоциональность и чувство юмора.
Когда Сэму было 12 лет, его отец умер, оставив семью в нужде. Мальчику пришлось пойти учеником в типографию, где работал наборщиком старший брат. Благодаря этому, Сэм начинает много, но бессистемно читать.
Вскоре Сэмюэль получает возможность путешествовать по стране. В Нью-Йорке он занимается по вечерам в библиотеке печатников, где читает и конспектирует конспектирует диалоги Вольтера. В свои 18 лет он прочитал многих писателей: Диккенса, Теккереея, Скотта, Дизраэли, Эдгара По. Больше всех из классиков он ценил Шекспира и Сервантеса.
Вскоре сбылась мечта Клеменса: он стал работать помощником лоцмана, а затем и самостоятельно водить корабли по Миссисипи. Но началась гражданская война, которая положила конец его карьере.
Твен провел две недели в отряде конфедератов, где получил чин лейтенанта. Когда его отряд распался, Клеменс дезертировал.
В 1961 году Клеменс, охваченный серебряной лихорадкой, отправляется со своим братом Дальний Запад. Юноша мечтал стать миллионером, и эта мечта привела его на рудники. Но у него не получилось добыть миллионов таким способом, и он находит себя как писатель.
В 1863 году появился его первый рассказ, подписанный псевдонимом “Mark TWAIN” (т.е. “мерка два” - лоцманский термин, означающий уровень воды, достаточный для прохода судна).
Любые встречи с людьми разных профессий: матросами и лесорубами, старателями и писателями обогащали Марка Твена как писателя. Когда закончилась гражданская война, очень популярны стали жанры юмористического анекдота и пародии.
Произведения Твена имели огромный успех. Он описывал американские низы, оттуда он брал характеры, ситуации и образы.
2. Раннее творчество Марка Твена
В 1867 году вышла первая книга Марка Твена – “Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса”, в которой были опубликованы рассказы о Дальнем Западе.
О раннем юморе Марка Твена современники говорили как о “жестоком, диком и неукротимом”. Читатели по большей части воспринимали Твена просто как комика, далеко не всегда заставляющего аудиторию серьезно задуматься над сутью своих шуток.
Тогда еще никто не понимал, что этот писатель-юморист совершит революцию в американской литературе, и что именно он откроет действительность Америки её художникам, заставив забыть их о романтизме.
Твен был уверен, что Америку ждет великое будущее. Писатель жил идеями своей страны и своего времени. Подобно многим соотечественникам. В его ранних произведениях мы не найдем обличительного пафоса. Ранние рассказы - это курьёзные анекдоты, выхваченные из жизни и доведенные до гротеска.
Марк Твен пропускает действительность сквозь призму восприятия “простака”, человека непосредственного, простодушного. Твеновский комический эффект рождается из столкновения наивной логики “простака” с логикой реальных жизненных обстоятельств. Но под маской “простака” скрывался человек со здравым смыслом, из-за чего он становится опасной фигурой. “Простак” имел особенность выбалтывать горькие истины относительно отечественных порядков. Он выступал в творчестве Марка Твена в разных ипостасях: незадачливый претендент на пост губернатора (“Как меня выбирали в губернаторы”, 1870), бедный китаец, жестоко притесняемый “в стране свободы” (“Друг Голдсмита снова на чужбине”, 1870), робкий доверчивый сотрудник американской прессы (“Журналистика в Теннеси”, 1869
)
. Твен с помощью маски “простака” выявляет алогизм, противоестественность американских порядков и нравов.
Благодаря своим рассказам Твен стал знаменитым по всей Америке.
3. Зрелое творчество Марка Твена
В 1870 году Твен женится на дочери угольного промышленника из Буффало. В 1871 он году он с семьей переезжает в Хартворд, штат Коннектикут, который был славен своей интенсивной интеллектуальной жизнью. Здесь в середине 80-х годов Твен основал Браунинговское общество, которое прославило его как тонкого ценителя поэзии.
Твен знакомится с интересными людьми. Его друзьями становятся писатель Уильям Дин Хоуэллс, Джозеф Гопкис Твичел - пастор, историк и литератор. Кроме того, он общается с Чарльзом Уорнером – довольно бесцветным писателем. Но именно в соавторстве с ним Марк Твен написал в 1874 году роман “Позолоченный век”. В этом романе можно проследить автобиографические мотивы Твена, здесь впервые зазвучали ностальгические ноты, характерные для зрелого Твена.
Потом, в 1876, появилась другая ностальгическая книга Твена, которую он сам назвал “гимном в прозе” – “Приключения Тома Сойера”.
Детская литература Америки той поры была “до тошноты приличной”, ибо находилась во власти дидактически-благочестивой сентиментальной традиции, которую Твен блестяще высмеял в пародиях на книжки для воскресных школ: “Рассказе о дурном мальчике”,
1865
год и “Рассказе о хорошем мальчике”,
1870
год, своеобразном прологе к “Тому Сойеру”. Он пишет книгу так, чтобы читать её было интересно не только мальчикам, но и любому, кто был когда-то мальчиком.
Едва закончив “Тома Сойера”, Твен начинает работу над исторической книгой об английском средневековье “Принц и нищий”,
1882
год. Это увлекательный и самый динамичный роман Твена. В стремительном темпе чередуются сцены дворцового быта и того мира, который скрыт за раззолоченным фасадом старой Англии. В перерыве между написанием романа Сэм путешествует с семьей по странам Европы – Германии, Швейцарии, Италии, Франции и Англии. Так рождается книга “Пешком по Европе”,
1880
год.
Весной
1882
года, сразу после опубликования “Принца и Нищего”, Твен предпринял путешествие по Миссисипи, посетил родной Ганнибал и другие памятные места юности. Благодаря этой поездке появляется книга “Жизнь на Миссисипи”.
Романтический пафос, столь сильный в первой части книги, во второй, написанной восемь лет спустя, сменяется грустным элегическим настроением. Увиденное Твеном кладбище кораблей символизирует превращение гиганта в “обритого Самсона”. Миссисипи, некогда главная артерия страны, питавшая тело нации, с развитием железных дорог утратила былое значение. Во всём, что видит ныне писатель на реке, её берегах, нет жизни. Дух свободы угас. В трагедии реки и лоцманства Твен прозревает трагедию “американской мечты”.
“Жизнь на Миссисипи” – прелюдия к одной из величайших книг Америки.
“Приключения Гекльберри Финна” - книга, из которой “вышла вся американская литература” (Э. Хемингуэй). Вторичное соприкосновение писателя с жизнью приречных городков обострило его чувство реализма. От “Тома Сойера” веяло светлым лиризмом, “Гекльберри Финн” исполнен трагизма.
Объясняя замысел романа, Твен писал: “Я возьму мальчика лет тринадцати-четырнадцати и пропущу его сквозь жизнь… но не Тома Сойера. Том Сойер неподходящий для этого характер”.
Приключения Гекльберри Финна" - произведение многослойное и многокрасочное. Юмор Твена в этом крупном произведения снова трансформируется. Именно теперь, с появлением этого романа, критический реализм в американской литературе достиг своего расцвета.
Это произведение стало переломным моментом в творчестве писателя. Борьба с романтизацией жизни в литературе, которую он начал в юности, вступает в новую фазу. Теперь он пишет без оглядки в прошлое. Правда многое из написанного ложится в стол и увидит свет спустя многие годы после смерти писателя. Часть написанного он доверяет лишь самым близким, как, например один из самых оригинальных и блестящих рассказов “1601, или Разговор у камелька во времена королевы Елизаветы”,
1880
год.
4. “Янки из Коннектикута при дворе короля Артура”
Сатирический шедевр Твена “Янки из Коннектикута при дворе короля Артура” был создан в
1889
году. Это квинтэссенция того, что он долго носил в себе, боясь высказать вслух. Это “притча о прогрессе” отражает мучительный процесс его духовных метаний, противоречий и горечь прозрения. Полагаясь на убойную силу смеха, он вознамерился окончательно сокрушить европейскую феодальную традицию и её пережитки – наследственную монархию, церковь, сословное неравенство, атаку на которые он начал в “Простаках за границей” и продолжил в “Принце и нищем”.
Первоначальный замысел со временем изменился. Сэма всё больше волновали проблемы современности. Несмотря на влюбленность в научно-технический прогресс, Твен начал сомневаться в исключительно благотворной его роли. А ведь идея технического прогресса служила опорой целого комплекса национальных иллюзий. Новые тенденции исторической жизни Америки, проявившиеся в последние десятилетия уходящего века (стремительный рост монополий, усиление плутократии, массовое обнищание фермеров, рабочее движение как следствие углублённых противоречий между правящей верхушкой и народом, серия колониальных войн), выявили полную несовместимость американской демократии с твеновскими критериями прогресса, оказались бесконечно далеки от разума, справедливости и естественности. История начинала казаться писателю трагической бессмыслицей. Яростные и мрачные мысли и чувства водили его пером.
Желая выявить универсальные законы истории, Твен “сталкивает лбами” две эпохи, “стягивает” время, соединяя “конец” и “начало”. Для этого он использует оригинальную концепцию.
В 1910 году Хэнк Мартин, обыкновенный американец живущий в штате Коннектикут, упал с лошади и потерял сознание. Очнулся он в шестом веке, в легендарном Камелоте, в кругу рыцарей короля Артура.
Злой волшебник Мерлин попытался отправить простодушного американца на костёр, однако Хэнк выкрутился, ему помогло солнечное затмение:
“Я знал, что сейчас все они глянут на меня. И когда они на меня глянули, я был готов. Я придал своей осанке величавость и устремил руки к солнцу. Эффект получился потрясающий! Дрожь волной пробежала по всей толпе. И тут прозвучали два голоса, один вслед за другим:
- Зажигай!
- Зажигать запрещаю!
Первый - был голос Мерлина, второй - голос короля. Мерлин вскочил с места - вероятно, он хотел сам зажечь костер. Я сказал:
- Не двигайтесь! Того, кто двинется без моего разрешения, будь он самим королем, я поражу громом и испепелю молниями!
Как я и ожидал, вся толпа покорно опустилась на скамьи. Один только Мерлин несколько мгновений колебался; я с трепетом следил за ним. Но, наконец, сел и он, и я облегченно вздохнул, - теперь я был господином положения.”
Решив, что Хэнк – волшебник, король Артур сразу сделал его свой правой рукой.
“Сделавшись вторым лицом в королевстве и получив в свои руки всю полноту власти, я считал, что мне очень повезло… Обладать беспредельной властью очень приятно, но еще приятнее сознавать, что все твоей властью довольны… Все относившиеся ко мне завистливо и критически сразу смирились. Теперь во всем королевстве не было ни одного человека, который счел бы благоразумным вмешаться в мои дела… Как высоко я забрался! Я не мог не думать об этом, я любовался своим успехом, как человек, из земли которого брызнула нефть,
любуется своим нефтяным фонтаном.”
Янки, оказавшись в таких условиях, превращается в бизнесмена.
Марк Твен показывает, что именно те черты, которые третировались как низменные – энергия, практичность, отсутствие сентиментальности или озабоченности проблемами вкуса и приличия, позволяют бизнесмену добиться успехов в деле преобразования средневекового общества посредством новейших технологий.
“Попав в новую страну, вы, прежде всего, должны основать бюро патентов, затем создать школьную сеть, а вслед за этим открывайте газету”.
Скоро жизнь, полная королевских реформ, закончилась, и Хэнк Морган отправляется на поиски приключений. Вместе с девушкой Алисандой он едет освобождать принцесс, находящихся в заточении в замке.
По дороге они встречают оборванцев, которые насмешливо называют себя “свободными людьми”:
“Для того, кто еще недавно был американцем девятнадцатого века, странными казались речи этих покорных людей. Они считались свободными, но не могли уйти из поместья своего лорда или своего епископа без их позволения; они не имели права сами молоть свое зерно и печь для себя хлеб, они обязаны были отвозить все свое зерно на мельницу лорда, всю свою муку в пекарню лорда и за все это хорошенько платить… Эти бедные мнимо свободные люди столь смиренно чтили короля, церковь и знать, что худшего не мог бы пожелать
им и их злейший враг. Мне было смешно и грустно смотреть на них”;
Им попадается замок злой феи Морганы
“Ее королевство трепетало перед ней, так как она всех заставила поверить, что она великая волшебница. Все желания ее и все ее поступки были преисполнены дьявольской злобы. Холодная злость переполняла ее. Вся жизнь ее была цепью страшных преступлений”.
В финале своего пути они находят “замок”, “принцесс” и “трех братьев-великанов”. Замок оказывается свиным хлевом, принцессы – свиньями, а три людоеда-великана – простыми пастухами. Хэнк и Сэнди платят за свиней:
“Я отослал пастухов, распахнул двери хлева и поманил Сэнди. И она пришла; не пришла, а прибежала, принеслась, словно степной пожар. И когда я увидел, как она кидается от одной свиньи к другой, как слезы радости текут у нее по щекам, как она прижимает свиней к сердцу, как целует их, как ласкает, как называет звучными аристократическими именами, мне стало стыдно за нее и за человечество”.
Хэнк вместе с Сэнди и ее семейством, выполнив свою миссию, направляются домой. По дороге они встречают толпу половников, у которых возникла проблема: священный источник прекратил бить из-под земли.
Конечно, Янки согласился им помочь. Он устраивает шоу с фейерверком, и источник возвращается к жизни:
“Посмотрели бы вы, как толпы людей кидались к воде и целовали ее; целовали, и ласкали, словно живую, и называли ее нежными прозвищами, как друга, который долго пропадал без вести, считался погибшим и вдруг вернулся домой. Да, на это было приятно смотреть; я стал лучшего мнения об этих людях, чем был прежде”.
Затем герою приходится участвовать в конкурсном экзамене за место в главном полку королевства. Он присутствует при создании первой газеты и отправляется странствовать вместе с королем, переодевшись свободным простолюдином – вот через какие испытания он проходит.
Янки и король, во время своего путешествия, познают весь ужас крестьянской жизни. Они видят безнадежно больных оспой людей:
“В полночь все кончилось, и мы сидели рядом с четырьмя трупами. Мы укрыли их теми тряпками, какие нам удалось найти, и ушли, затворив за собою дверь. Их дом должен был стать их могилой, ибо отлученных от церкви нельзя хоронить по христианскому обряду, в освященной земле. Они были как псы, как дикие звери, как прокаженные, и ни одна душа, надеющаяся на вечную жизнь, не согласилась бы пожертвовать своей надеждой, войдя в
соприкосновение с этими осужденными и отверженными”.
Потом их продают в рабство:
“Да, нас продали с публичного торга, как свиней. В большом городе и на людном рынке за нас дали бы хорошую цену, но тут было страшное захолустье, и нас купили так дешево, что мне даже стыдно вспомнить об этом.”
Жизнь Янки и короля висела на волоске, так как их хотели повесить:
“Миг - и раб уже болтался на веревке, - болтался и барахтался, так как руки его и ноги не были связаны. Снова палач набросил петлю, и второй раб закачался на веревке. Через минуту в воздухе барахтался уже третий раб. Это было ужасно. Я отвернулся.”
Писатель не был уверен: помогут ли преобразования Янки развитию золотого века человечества. Он дал скорее отрицательный ответ, потому что заканчивается эксперимент Янки бойней, в которой нет победителей.
Янки - образ нового “простака”, который очень противоречив. Носитель технического прогресса, воинствующий прагматик, Янки выглядит намного естественнее волшебника Мерлина или феи Морганы.
“Естественность” Янки роднит его в какой-то мере с рыцарями Круглого стола, простодушными и наивными. Рыцарей короля Артура влечет мечта о святом Граале. А у Янки своя американская мечта – демократический режим.
Марк Твен в этой своей книге сказал много верного и горького о своём времени. Он призывают американцев помнить, что любовь к родине – это любовь к народу, борьба за народное счастье:
“Видите ли, я понимаю верность как верность родине, а не её учреждениям и правителям. Родина – это истинное, прочное, вечное; родину нужно беречь, надо любить её, нужно быть верным ей; учреждения же – нечто внешнее, вроде одежды, а одежда может износиться, порваться, сделаться неудобной, перестать защищать тело от зимы, болезни, смерти. Быть верным тряпкам, прославлять тряпки, преклоняться перед тряпками, умирать за тряпки – это глупая верность, монархическая, монархиями изобретённая, пусть она и останется при монархии”.
В последние годы своего творчества Марк Твен в памфлетах и статьях выступил против несправедливых, захватнических войн, которые вели тогда США.
Он говорил о том, что каждый, даже маленький народ, имеет право на свободу и независимость. Твен смело рассказывал о том, как предательски захватили США Филиппинские острова, какому грабежу они подвергли мирный китайский народ.
Друзья советовали Марку Твену не печатать своих памфлетов, буржуазные газетчики постоянно травили писателя. Но он был великим гуманистом, который верил в то, что “морщины должны быть только следами былых улыбок”, и продолжал бороться за великое дело мира на земле.
Список использованной литературы:
1. Послесловие Т. В. Ланина к книге из серии “Библиотека приключений” – “Приключения Тома Сойера и Приключения Гекльберри Финна” (Марк Твен), 1984 год.
2.
Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Москва “Просвещения” 1997. Часть 2.
3. Марк Твен. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура.
Избранные произведения, т.2. М., Государственное издательство художественной литературы, 1953. Пер. - Н.Чуковский. (www.lib.ru)
4.www.top.izmiran.rssi.ru/lyceum/project/sawyer/twain1.htm