Творчество Рюрика Ивнева в контексте поэзии
Серебряного века
План:
1. Введение
2. Подробный анализ художественного мира поэта (схема).
3. Анализ стихотворения
4. Заключение.
Введение.
Неподкупна мудрая природа,
Не стареет дух живой в огне,
Юноша двухтысячного года,
Знаю я: ты вспомнишь обо мне.
Р.Ивнев.
Немало в русской литературе имен, забыть которые нельзя. Они, их жизнь и творчество дают нам возможность наиболее полно увидить и представить себе развитие отечественной культуры на заре XX столетия, “серебряного века” российской поэзии.
Один из таких людей, хранителей вечности – Рюрик Ивнев, именно к этому периоду относится начало его творчества.
Михаила Александровича Ковалева, родившегося в дворянской семье, взял себе литературный псевдоним Рюрик Ивнев.
Поэт учился в Тифлисском кадетском корпусе (1901-1908), где и познакомился с будущим героем гражданской войны Павлом Андреевичем Павловым. Юношеское знакомство, превратилось в большую крепкую дружбу, что оказало большое влияние на впечатлительного, творческого юношу.
Вскоре начинающий поэт знакомится с творчеством А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.К.Толстого, с классиками мировой культуры, знает стихи и прозу своих современников.
Благодаря всесторонней развитости и увлеченности литературой молодой поэт значительно расширяет жизненный и идейный кругозор. Он постигает законы стихосложения, и уже сам умеет оценить великую силу и возможность поэтического слова.
Уже тогда Рюрик Ивнев пишет свои первые стихи, а после выносит их на суд друзей и близких.
Далее поэту пророчили Юнкерское училище, но оно не заинтересовало молодого поэта.
Рюрик Ивнев поступает в Санкт-Петербургский императорский университет, на юридический факультет. Здесь он становится впервые известным, начинается его творческий путь.
Окончив обучение в университете, Рюрик всерьез занимается поэзией. Выходит его первая книга лирики - “Самосожжение”.
В его поэзии, мало реальности, она далека от земной жизни, полна богоискательных мотивов. Также присутствуют элементы самоуничижения и внутренних исканий и раздвоенности. Лирического герой испуган. Он изображается мятущимся, не приспособленным к своему времени, никак не связанным с ним. Герой стремится сбежать от реальности в мир придуманных страстей, пороков, напыщенной религиозности и наслаждений.
Эти страсти и поиск выхода - лишь своеобразная дань моде, времени, поиску смысла жизни. Но сквозь юношеский максимализм в книге был явно заметен талант. Здесь раскрывалась вся одаренность автора, его своеобразие и оригинальность поэтического и духовного восприятия мира. Сразу после выхода своей первой книги, поэт получает признание, его стихи пользуются успехом.
Его принимают в богемное, высшее общество. Перед ним раскрываются двери гостиных и литературных салонов. С ним знакомятся выдающиеся люди его эпохи.
Был устроен вечер, в помощь раненым. Тогда к Рюрику Ивневу подошел, “стройный, скромно одетый юноша, словно бы весь пронизанный голубизной”, как он пишет в своих воспоминаниях. Это был никто иной, как Сергей Есенин. После этой встречиони не расставались. Ивнева и Есенина связывает очень интересная и плодотворная дружба. Они повлияли друг на друга, что отразилось в литературном творчестве обоих. Они даже посвящают друг другу стихотворения и обменивались акростихами. Духовная близость породила творческий контакт.
Вскоре в свет выходят сборники стихов Ивнева и его первый роман. В нем звучат уже знакомые публике декадентские мотивы: угрюмость, замкнутость чувств, уход от действительности в нереальность и фантазию.
Ивнев был одним из тех трех представителей русской поэзии, которые первыми пришли в Смольный помогать Советской власти, молодой республике рабочих и крестьян строить новую жизнь. Это оказало огромное значение на всю дальнейшей судьбу поэта. Его соратниками были А.Блок и В.Маяковский.
Но свою политическую позицию Ивнев не выражал в стихах, они все также были далеки от современности. Казалось бы, определенная гражданская позиция Ивнева - противостоять старому государственному строю - должна была найти свое отражение в новых поэтических творениях, как это было с другими поэтами (А.Блок и В.Маяковский), но в этом Ивнев был исключением.
Но вскоре время и ситуация в стране повлияли и на него. Социальные аспекты прослеживаются в творчестве Рюрика Ивнева все чаще. Он явно отходит от условностей иманжинизма, что делает его произведения эмоционально богаче и жизненнее. Искусственно-надуманные сравнения и метафоры встречаются все реже. Появляются новые ритмы, темы, средства передачи художественной идеи.
Зарубежные поездки помогают поэту острее чувствовать кровную связь с родной землей.
Современная жизнь теперь явно видна в новых стихотворениях поэта. Здесь чувствуется пульс, призыв к духовному воскрешению и раскрепощению людей.
Теперь он пишет о любви, счастье, радости жизни, вере в будущее, гордости за страну, Грузии, с которой поэт тесно связан, Дальнему Востоку, где ему приходилось бывать. Он посвящает целые циклы, памяти матери.
В стихотворение “Юноше двухтысячного года” поэт выразил уверенность, что созданное им найдет своего читателя, стихи его не будут забыты:
Неподкупна мудрая природа,
Не стареет дух живой в огне,
Юноша двухтысячного года,
Знаю я: ты вспомнишь обо мне.
Рюрик Ивнев был уверен, что его имя не будет забыто в русской литературе. Ведь его лирика занимает достойное место в поэтической летописи старой и новой России.
2. Подробный анализ художественного мира поэта (схема).
3. Анализ стихотворения.
Я надену колпак дурацкий
И пойду колесить по Руси,
Вдыхая запах кабацкий…
Будет в полк дождь моросить.
Будут ночи серые, как баржи,
Затерявшиеся на реке.
Так идти бы все дальше. Даже
Забыв про хлеб в узелке.
Не услышу я хохот звонкий.
Ах, как сладок шум веток и трав,
Будут выть голодные волки.
Всю добычу свою сожрав.
И корявой и страшной дорогой
Буду дальше идти и идти…
Много радостей сладких, много
Можно в горьком блужданьи найти.
Стихотворение было написано в 1914 году. Читая его, можно абсолютно не брать в расчет историческую ситуацию и не обязательно помнить конкретные биографических обстоятельства жизни автора. В его основе – образы. Рюрик Ивнев, как истинный поэт своего времени, мыслил образами и символами.
В произведении явствует прямота в раскрытии сложнейших душевных переживаний, что дает основания назвать его (стихотворение) проникнутым глубочайшим психологизмом.
Первое впечатление от этого стихотворения складывается мрачное. Преобладание темных цветов, мрачные эпитетов, внушающие страх образы: “ночи серые”, “голодные волки”, “страшной дорогой”. Во всех мифологиях дорога – образ бесконечности, образ долгого пути, пути жизни, на котором встречаются различные препятствия. Образы громоздятся практически один на другой. Это происходит благодаря влиянию имажинистов. По их поэтическим принципам поэзия должна состоять полностью из образов, которые основываются на метафорах.
Заключение.
Ивнев писал стихи и прозу, активно печатался, но далеко не все написанное увидело свет. Около 1000 неопубликованных, никому не известных стихотворений, десятки новелл, рассказов, повестей и даже романов, множество мемуарных статей, пьесы... Можно с уверенностью сказать, что большая часть литературного наследия писателя неизвестна. А многие произведения просто бездарно забыты.
Можно сказать, что на протяжении всей жизни Рюрик Ивнев, творя в совершенно разных жанрах, писал одну поэтическую книгу – дневник души. Он не желал славы и никогда не стремился напечатать свои работы. Исследователям приходилось извлекать стихотворения поэта из старых газет, альманахов, журналов. Но до сих пор эти островки великого таланта их автора удивляют своей искренностью. Ивнев отдал писательскому труду почти 80 лет. Это редкий случай как в русской, так и в мировой литературе и истории.
Временной диапазон творчества поэта уникален: в его архиве находятся стихи 1903 года, а последние строки датированы 19 февраля 1981-го - они написаны за несколько часов до смерти. Это удивительное чудо поэтической жизни. Рюрику Ивневу было что вспомнить и о чем написать. Егожизнь охватила целый век - перед глазами прошла эпоха. И даже не одна, а несколько.
Поэт прожил очень долгую и достойную жизнь, повстречав многое на своем жизненном пути. Это и Отечественная война 1912 года, это первая Мировая война 1914 года, буржуазно-демократическая революция, Октябрьская социалистическая революция и так далее.
В настоящее время творческое наследие Рюрика Ивнева очень плохо исследовано и далеко не в полном объеме знакомо читателю, хотя оно огромно и интересно для потомков.
Лирика Рюрика Ивнева по праву занимает достойное место в поэтической летописи старой и новой России.