Главная
Поиск репетитора
Коллективный блог
публикаций
Форум (обсуждаем ЕГЭ 2021)
тем и сообщений
Для учебы
Ответы на экзамены
Топики по английскому языку
Топики по немецкому языку
Рефераты по литературе
Психологическая подготовка
Рефераты по история
Доклады по знаменитым личностям
Биографии писателей и поэтов
Орфографии и пунктуации
Экзамен по рус. языку и литературе

Последние публикации в коллективном блоге:

Интернет-порталы, которые помогут вам успешно сдать ЕГЭ. 1 / Автор: Miriada
Если бы вы инвестировали 00 в Amazon 10 лет назад, вот сколько у вас было бы сейчас 2 / Автор: admin
Методические рекомендации для выпускников по самостоятельной подготовке к ЕГЭ 2 / Автор: admin
В Минпросвещения допустили повторный перенос даты сдачи ЕГЭ 1 / Автор: admin
ЕГЭ не отменят из-за коронавируса, но проведут позже 1 / Автор: admin
Рособрнадзор будет выявлять нарушения во время ЕГЭ 2020 с помощью нейросетей 1 / Автор: admin
ФИПИ опубликовал проекты контрольных измерительных материалов ЕГЭ-2020, существенных изменений нет 4 / Автор: admin
Рособрнадзор проанализировал поступившие предложения по совершенствованию ЕГЭ 2 / Автор: admin

Посещаемые разделы форума:
ЕГЭ 2021, ВУЗы России



Последние обсуждаемые темы на форуме:

Детские игровые комплексы 0 / Раздел: Помогаем друг другу
Мягкая кровать без изголовья 2 / Раздел: Помогаем друг другу
Очень нужно купить права на трактор 0 / Раздел: Помогаем друг другу
кто знает бактерицидные лампы где можно приобрести? 2 / Раздел: Помогаем друг другу
мне нужен магазин со стройматериалами 3 / Раздел: Помогаем друг другу
Можно ли накрутить голосование в конкурсе? 4 / Раздел: Помогаем друг другу
Управление медиафайлами 0 / Раздел: Помогаем друг другу
Скажите, пожалуйста, вот в маршрутках в которых мы ездим 3 / Раздел: ВУЗЫ РОССИИ
Изучение итальянского языка 5 / Раздел: Помогаем друг другу







Биографии / Айтматов Ч.

Биографии писателей и поэтов


Айтматов Ч.

Чингиз Айтматов


Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке Шекер Кировского
района Киргизской ССР. Трудовая биография будущего писателя началась в годы Великой
Отечественной войны. «Самому теперь не верится, — вспоминал Чингиз Айтматов, — в
четырнадцать лет от роду я уже работал секретарем аил совета. В четырнадцать лет я
должен был решать вопросы, касающиеся самых различных сторон жизни большого села,
да еще в военное время».
Герой социалистического труда (1978), академик АН Киргизской ССР, лауреат Гос . премии
(1968, 1977, 1983), Лауреат в 1963 году Ленинской премии,   кавалер ордена Дружбы (1998),
принятого из рук Бориса Николаевича Ельцина, экс-главный редактор журнала
«Иностранная литература». В 1990 г . назначен послом СССР в Люксембурге, где и
проживает в настоящее время в качестве посла республики Киргизия.
Долго и упорно он искал свои темы, своих героев, собственную манеру повествования. И —
на шел их. Его герои —   рядовые советские труженики, твердо верящие в светлые,  
добрые начала создаваемой при самом активном их участии жизни. «Жизни светлой,
человеческой», люди чистые и честные, открытые всему хорошему в мире, в деле
безотказные, в стремлениях возвышенные, во взаимоотношениях с людьми прямые и
откровенные. В повестях «Джамиля» (1958). «Тополек мой в красной косынке» (1961),
«Первый учитель» (1962) стройность, чистоту и красоту их душ и помыслов символизируют
певучие тополя весенние белые лебеди на озере Иссык-Куль и само это синее озеро в
желтом воротнике песчаных берегов и сизо-белом ожерелье горных вершин.
Своей искренностью и прямотой найденные писателем герои как бы сами подсказали ему
манеру повествования — взволнованную, чуть приподнятую, напряженно-доверительную и,
часто, исповедальную — от первого лица, от «я».
С первых же произведений   Ч. Айтматов заявил себя писателем, поднимающим сложные
проблемы бытия, изображающим непростые, драматические ситуации, в которых
оказываются люди, как сказано, сильные, чистые и честные, но сталкивающиеся с не
менее сильными противниками — то ли блюстителями старых нравов и обычаев (законов
адата), то ли хищниками, властолюбивыми деспотами, свинцовыми бюрократами, как
Сегизбаев в повести «Прощай, Гульсары !», с самодурами   и подлецами вроде Ороэ-кула в
«Белом пароходе».
В «Джамиле» и «Первом учителе» писателю удалось схватить и запечатлеть яркие куски
жизни, светящиеся радостью и красотой, несмотря на пронизывающий их внутренний
драматизм. Но то были именно куски, эпизоды жизни, о которых он рассказывал
возвышенно, если употребить знаменитое ленинское слово, духоподъемно , сам, полнясь
радостью и счастьем, как полнится ими художник, задающий тон в «Джамиле» и «Первом
учителе». (Так когда-то рассказывал о жизни М. Горький в «Сказках об Италии».) За это
критики называли их романтическими, несмотря на добротную реалистическую основу, по
мере развития таланта писателя, углубления его в жизнь, подчинявшую себе все
романтические элементы.
Писатель все шире и глубже захватывает жизнь, пытаясь проникнуть в сокровенные ее
тайны, не обходя острейших вопросов, порожденных двадцатым столетием. Вызвавшая
острые споры повесть «Материнское поле» (1965) знаменовала переход писателя к самому
суровому реализму, достигшему своей зрелости в повестях « Прощай ,Г ульсары !» (1966).
«Белый пароход» (1970). «Ранние журавли» (1975), в романе «Буранный полустанок (И
дольше века длится день)» (1980). Уже не отдельные куски, слои, пласты жизни, а весь
мир начинает видеться в картинах, создаваемых писателем, реальный мир со всем его
прошлым, настоящим, будущим, мир, не ограничиваемый даже Землей. Радости, горести,
светлые и мрачные возможности нашей планеты в ее географической целостности и
социальной расколотости окрашивают творчество писателя в новые тона. Айтматов
обладает стратегическим мышлением, его интересуют идеи планетарного масштаба.
Если в своих ранних вещах, скажем, в повести «Первый учитель», писатель
сосредотачивался преимущественно на своеобычии киргизской любви, жизни, культуры и,
как теперь выражаются, ментальности, то в романах «Плаха» и «И дольше века длится
день», имевших шумный успех в конце 70-х - 80-е годы, он проявил себя уже как гражданин
Земного шара. Поднял, как прежде выражались, глобальные вопросы. Например, открыто
заявил о том, что наркомания - это страшный бич. Сам себе позволил поднять, потому что
до него это никому не позволялось. Ведь, как известно, наркомании, как и секса, в СССР не
было.
«Многая мудрость рождает печаль», — говорили древние. Не миновало это и Чингиза
Айтматова. Начиная с повести «Прощай, Гульсары !», при всем, я бы сказал, воинствующе
утверждающем пафосе его творчества, оно потрясает острым драматизмом взятых
жизненных коллизий, ошеломляющими поворотами в судьбах героев, порой трагических
судьбах в самом возвышенном значении этих слов, когда и сама гибель служит
возвышению человека, пробуждению скрытых в нем ресурсов добра.
Усложняются, естественно, и принципы повествования. Рассказ от автора порой
совмещается посредством несобственно-прямой речи с исповедью героя, нередко
переходящей во внутренний монолог. Внутренний монолог героя столь же незаметно
переливается в речь автора. Действительность захватывается в единстве ее настоящего,
ее корней и ее будущего. Резко усиливается роль фольклорных элементов. Вслед за
лирическими песнями, нередко звучащими в первых повестях, автор все шире и свободнее
вкрапливает в ткань произведений народные легенды, реминисценции из « Манаса » и
других народных эпических сказаний. В повести «Белый пароход» картины современной
жизни, как многоцветные ковровые узоры, вытканы на канве развернутого киргизского
предания о матери-Оленихе , а вытканы так, что порой трудно понять, где основа, а где
рисунок. К тому же оживление, очеловечение (антропоморфизм) природы настолько
органично, что человек воспринимается как неотторжимая ее часть, в свою очередь,
природа неотделима от человека. В повести «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977), в
романе «Буранный полустанок» художественная палитра обогащается еще и
ненавязчивым подчинением реализму (реализму самой чистой пробы) мифа, легенд,
«преданий старины глубокой». Эти и другие фольклорные элементы всегда несут
многозначный смысл, воспринимаются то как символы, то как аллегории, то как
психологические параллели, придают произведениям многоплановость и углубленность,
содержанию — многозначность, а изображению стереоскопичность. Творчество писателя в
целом начинает восприниматься как эпическое сказание о мире и человеке в одну из
самых величественных эпох - сказание, создаваемое одним из самых активных и страстных
ее деятелей.
Чингиз Айтматов видит главное оправдание длящегося миллионы лет развития
человечества, его многовековой истории, запечатленной в мифах и сказаниях, гарантию
его светлого будущего. Жизнь — человеческое бытие — свобода — революция —
строительство социализма — мир — будущее человечества — вот ступени, складывающиеся
в единую и единственную лестницу, по которой настоящий создатель и хозяин жизни
Человек Человечества поднимается «все вперед! и — вы ше!». Он, главный герой Чингиза
Айтматова, лично ответствен за все, что, было, есть и будет, что может случиться с
людьми, Землей, Вселенной. Он — человек дела и человек напряженной мысли —
пристально рассматривает свое прошлое, чтобы не допустить просчета на трудном пути,
пролагаемом всему человечеству. Он озабоченно всматривается в будущее. Таков
масштаб, которым руководствуется писатель и в подходе к современному миру, и в
изображении своего героя, осмысляя их во всей их многозначности.
Произведение острое, написанное действительно кровью сердца, роман «Буранный
полустанок» породил самые различные, во многом не совпадающие мнения. Дискуссия
вокруг него продолжается. Некоторые считают, что временная неопределенность образа
«манку рта» может порождать кривотолки . Другие говорят о том, что символ, именуемый
в романе «Паритетом» и несущий на себе всю космическую линию в произведении,
слагается из противоречащих друг другу начал и потому не может быть принят
безоговорочно, как и само решение связанной с ним главной проблемы. К тому же,
добавляют третьи, и легенда о «манкуртах» и космическая фреска, созданная чисто
публицистическими средствами, не очень органично спаяны с основной — строго
реалистической — частью повествования. Можно соглашаться или не соглашаться с
подобными мнениями, но нельзя не признать главного: роман «Буранный полустанок»,
пронизанный, по определению Мустая Карима , «болью и безмерным оптимизмом,
безмерной верой в человека...», вряд ли оставит кого-либо равнодушным.
Писателю удалось убедительно показать богатейший духовный мир простого человека,
имеющего свое мнение о самых сложных проблемах человеческого бытия. Глазами его
главного героя на нас смотрит сама наша эпоха с ее победами и поражениями, ее горечами
и радостями, сложными проблемами и светлыми надеждами.
Новый роман - «Тавро Кассандры», опубликованный в «Знамени» в 1994 году. Еще более
неспокойный, но неспокойный по-своему, " по-айтматовски ". Казалось бы, люди на
огромных просторах СНГ дерутся, деньги в огромных количествах воруют, прочие
непотребности творят, - так и пиши про это. Однако Айтматов, по-видимому, не способен
рассматривать всевозможные частности у себя под ногами. Взгляд его по-прежнему
устремлен на Землю сверху вниз, охватывая ее целиком.
Неслучайно главный герой - монах Филофей - летает вокруг Земли в орбитальной
станции: так ее, горемычную, получше рассмотреть можно. Филофей таковым был не
всегда, прежде он был ученым Андреем Андреевичем Крыльцовым ,
специализировавшимся в области выведения искусственных людей, « иксродов », во
чревах, так сказать, бесплатных экспериментаторов, то есть женщин-заключенных. Потом,
незадолго до объявления себя монахом, ученый выяснил, что не только дело это
неправедное, но и эмбрионы отказываются появляться на свет, в котором царит зло.
Таково было решение природы: защитить себя от кровососущего человечества, пусть
вымрет. Чем не Апокалипсис в мягкой форме?
Благодаря своей способности концентрироваться на глобальных идеях, Чингиз Айтматов
склонен и во внелитературной деятельности либо затевать, либо принимать активное
участие в проектах планетарного масштаба. Например, уже много лет назад он и социолог
Института проблем управления АН СССР Рустем Хаиров обратились к тогдашнему генсеку
Андропову (1983) с предложением о создании комитета по встрече III -го тысячилетия .
Неожиданно это предложение было принято. Постепенно Айтматов подвигнул на это
дело и прогрессивную мировую общественность, организова в в 1986 году Иссык-кульский
форум, на который собрались представители ЮНЕСКО, футурологи, писатели и
художники. И поговорили о необходимости воспитания нового планетарного мышления,
благодаря чему человечество смогло бы избежать тотального катаклизма - военного,
экологического, экономического etc . И когда колесики завертелись вовсю , когда уже
можно было начинать пожинать лавры и стричь купоны, Айтматов смиреннейшим образом
передает бразды правления грандиозным тайм-шоу Марату Гельману .
Проведенный в конце прошлого года опрос общественного мнения показал, что Айтматов
считается третьим по популярности политиком - после президента Аскара Акаева и мэра
Бишкека Феликса Кулова .






© 2006 - 2023 Поступим.ру Информация:
О проекте
Контакты

Регистрация на сайте
Статистика сообщества
Пользовательское соглашение
Разделы:
Поиск репетитора
Форум сообщества
Коллективный блог
Материалы для учебы
ЕГЭ 2021
RSS:
RSS форума
RSS блога