Биографии / Кафка Ф.
Биографии писателей и поэтов
Кафка Ф.Франц Кафка
Франц Кафка - писатель замечательный, только очень странный. Может быть, самый
странный из тех, что творили в 20-м столетии. И странен он не в последнюю очередь тем,
что его прижизненная и посмертная судьба необыденностью своей ничуть не уступает его
же сочинениям. Кто-то видит в нем иудейского вероучителя, а кто-то –
экзистенциалистского пророка, кто-то – авангардиста, а кто-то – консерватора, кто-то
ищет ключ к его тайнам в психоанализе, а кто-то – в анализе семиотическом или
структуральном. Но реальный Кафка всегда как бы выскальзывает из границ четкого
мироощущения.
Многочисленные литературные школы сменяли друг друга, соперничали между собой- это
было время бесчисленных " измов ".Зрелые годы Кафки пришлись на период становления
искусства экспрессионизма- яркого, шумного, кричащего, протестующего. Как и
экспрессионисты, Кафка в своем творчестве разрушал традиционные художественные
представления и структуры. Но его творчество нельзя отнести ни к одному из " измов ",
скорее он соприкасается с литературой абсурда, но тоже чисто внешне. Стиль Кафки
абсолютно не совпадает с экспрессионистическим, так как его изложение подчеркнуто
суховато, аскетично , в нем отсутствуют какие-либо метафоры и тропы.
Всвязи с этим так много точек зрения на его произведения, так много способов
прочтения и так мало обстоятельных монографий, посвященных его творчеству, так мало
исследователей, которые не побоялись бы погрузиться в сложный, метафизический мир
его сочинений.
Темой для данной работы послужила, в общем-то, еще не исследованная никем
проблема: « Метаметафора в творчестве Ф.Кафки»,тем сложнее и интереснее
представляется данная работа.Ни один из исследователей не упоминает о данном
приеме относительно творчества Кафки, но каждый говорит о некой « кафкиаде »,
которая принадлежит «высокому» стилю, поскольку в ней ярко выражена метафизическая
природа смеха, метафизическая природа абсурда и т.д.
Каково же определение метаметафоры ? «Мистериальная метафора» - можно
использовать такое словосочетание для определения метаметафоры . В «Евангелии от
Фомы» есть такие слова Христа: «Когда вы сделаете единое как многое - многое как
единое, верх как низ - низ как верх, внутреннее как внешнее, внешнее как внутреннее,
тогда вы войдете в Царствие». Некоторые исследователи считают это высказывание
самым полным описанием метаметафоры . Синонимами этого слова являются такие
слова, как «выворачивание» или « инсайдаут ». Примером данного явления может служить
такое высказывание: «Человек - это изнанка неба / Небо - это изнанка человека». Этот
пример взят из стихотворения К.Кедрова «Компьютер любви». Творчество этого и
некоторых других поэтов – наших современников – вписывается в направление под
символическим названием « метареализм », появившееся в 80 – 90-х годах нашего
столетия в отечественной литературе, и полностью основанное на таких приемах, как
метаметафора , метабола и др.
«Мета» - по-гречески "за" чем-либо, "после", то есть это нечто более глубокое, более
завуалированное, чем метаметафора . Метаметафоризм есть сгущенная, тотальная
метафора, по сравнению с которой обычная метафора должна выглядеть частичной и
робкой. Метаметафора - это метафора, где каждая вещь – вселенная. Этот прием
способствует созданию нового пространства – « метареальности ».
« Метареальность » - это реальность, открываемая за метафорой, на той почве, куда
метафора переносит свой смысл, а не в той эмпирической плоскости, откуда она его
выносит. Метафоризм играет со здешней реальностью, метареализм пытается всерьез
постигнуть иную. Метареализм - это реализм метафоры как метаморфозы, постижение
реальности во всей широте ее переносов и превращений.
Метафора четко делит мир на сравниваемое и сравнивающее, на отображаемую
действительность и способ отображения. Метабола - это целостный мир, не делимый
надвое, но открывающий в себе множество измерений.
Метареализм можно попытаться определить как способ изображения в постоянном
преобразовании, метаморфозе, трансформации - как стремление изобразить прорастание
и присутствие вечного в реальном, нынешнем, причем связующая ткань и должна быть
создана, она и есть незримая цель - это и есть "мета". Теперь становится понятной цель
Кафки, которую он, видимо, хотел достичь, например, в новелле «Превращение». Для
"мета" важнейшей изобразительной основой является не язык, а логос - более широкое
понятие, где контекст, смысл или недооформившаяся в языке структура ощущения
первичны. Мир произведений Кафки – это переплетение многих реальностей, связанных
непрерывностью внутренних переходов и взаимопревращений. Художник исходит из
принципа единомирия , предполагает взаимопроникновение реальностей, а не отсылку от
одной, "мнимой" или "служебной", к другой - "подлинной". Созерцание художника
фиксируется на таком плане реальности, где "это" и "то" суть одно".
Кафка, изображая душевный мир героя, который являлся для негочем-то вроде терра
инкогнита , пытался сделать так, чтобы каждый шаг грозил неожиданными открытиями, за
которыми грезились бы еще более грандиозные пространства - сейчас это обозначили бы
термином «виртуальная реальность».
Сверхъестественные обстоятельства застают героев Кафки врасплох, в самые
неожиданные для них моменты, в самые неудобные место и время, заставляя испытывать
«страх и трепет» перед бытием. Из произведения в произведения живописуется история
человека, оказавшегося в центре метафизического противоборства сил добра и зла, но не
сознающего возможности свободного выбора между ними, своей духовной природы и тем
самым отдающего себя во власть стихий.
К огда мы говорим «реальность», мы имеем в виду все в совокупно сти - усредненную
пробу смеси из миллиона индивидуальных реальностей. Абсурдный герой обитает в
абсурдном мире, но трогательно и трагически бьется, пытаясь выбраться из него в мир
человеческих существ, - и умирает в отчаянии.
Через все творчество Кафки проходит постоянное балансирование между естественным и
необычайным, личностью и вселенной, трагическим и повседневным, абсурдом и логикой,
определяя его звучание и смысл. Нужно помнить об этих парадоксах и заострять внимание
на этих противоречиях, чтобы понять абсурдное произведение. Произведениям Кафки
присуща естественность - это категория, трудная для понимания. Есть произведения, где
события кажутся естественными читателю, но есть и другие (правда, они встречаются
реже), в которых сам персонаж считает естественным то, что с ним происходит. Имеет
место странный, но очевидный парадокс: чем необыкновеннее приключения героя, тем
ощутимее естественность рассказа. Это соотношение пропорционально необычности
человеческой жизни и той естественности, с которой он ее принимает. Роман «Процесс» в
данном отношении особенно показателен. Герой Ф. Кафки осужден. Он узнает об этом в
начале романа. Судебный процесс преследует его, но если Йозеф К. и пытается
прекратить дело, то все свои попытки он совершает без всякого удивления. Мы никогда не
перестанем изумляться этому отсутствию удивления. Именно такое противоречие и
является первым признаком абсурдного произведения. Сознание через конкретное
отражает свою духовную трагедию; оно может сделать это лишь при помощи вечного
парадокса, который позволяет краскам выразить пустоту, а повседневным жестам – силу
вечных стремлений.
Метаметафора обнаруживается в наложении двух миров, в столкновении чего-то
неестественного с реальным, то есть в абсурдной ситуации. Но осознать наличие этих
двух миров - значит уже начать разгадывать их тайные связи. У Ф. Кафки эти два мира -
мир повседневной жизни и фантастический. Кажется, что писатель постоянно находит
подтверждение словам Ницше: «Великие проблемы ищите на улице». Тут точка
соприкосновения всех литературных произведений, трактующих человеческое
существование, - вот в чем основная абсурдность этого существования и в то же время его
неоспоримое величие. Здесь оба плана совпадают, что естественно. Оба отражают друг
друга в нелепом разладе возвышенных порывов души и преходящих радостей тела.
Абсурд в том, что душа, помещенная в тело, бесконечно совершеннее последнего.
Желающий изобразить эту абсурдность должен дать ей жизнь в игре конкретных
параллелей. Именно так Ф. Кафка выражает трагедию через повседневность, а логику
через абсурд. В произведениях абсурда скрытое взаимодействие соединяет логическое и
повседневное. Вот почему герой «Превращения» Замза по профессии коммивояжер, а
единственное, что угнетает его в необычном превращении в насекомое, - это то, что
хозяин будет недоволен его отсутствием. У Замзы вырастают лапы и усики, позвоночник
сгибается в дугу. Нельзя сказать, что это его совсем не удивляет, иначе превращение не
произвело бы никакого впечатления на читателя, но лучше сказать, что происшедшие с
Замзой изменения доставляют ему лишь легкое. беспокойство. Все искусство Ф. Кафки в
этом нюансе.
Чтобы выразить абсурд, Ф. Кафка пользуется логической взаимосвязью. Мир Ф. Кафки -
это в действительности невыразимая метамеатфорическая вселенная, где человек
позволяет себе болезненную роскошь “ловить рыбу в ванне, зная, что там он ничего не
поймает”.
Искусство Кафки - искусство пророческое. Поразительно точно изображенные странности,
коими так наполнена воплощенная в этом искусстве жизнь, читатель должен понимать не
более как знаки, приметы и симптомы смещений и сдвигов, наступление которых во всех
жизненных взаимосвязях писатель чувствует, не умея, однако, в этот неведомый и новый
порядок вещей себя «вставить». Так что ему ничего не остается, кроме как с изумлением, к
которому, впрочем, примешивается и панический ужас, откликаться на те почти
невразумительные искажения бытия, которыми заявляет о себе грядущее торжество
новых законов. Кафка настолько этим чувством полон, что вообще невозможно помыслить
себе ни один процесс, который в его описании – например, всего-навсего процесс
юридического расследования в романе “Процесс”- не подвергся бы искажениям. Иными
словами, все, что он описывает, призвано «давать показания» отнюдь не о себе, а о чем-
то ином. Сосредоточенность Кафки на этом своем главном и единственном предмете, на
искажении бытия, может вызвать у читателя впечатление мании, навязчивой идеи.
На протяжении всего романа «Замок» неустанно, всеми средствами обрисовывается и
всеми красками расцвечивается гротескная несоизмеримость человеческого и
трансцендентного, безмерность божественного, чуждость, зловещность , нездешняя
алогичность, нежелание высказать себя, жестокость, безнравственность высшей власти.
Кафку считают религиозным юмористом, потому и благодаря тому, что безмерность
надмирного , его непонятность и недоступность человеческому разумению он изображает
не патетически-помпезно , не посредством грандиозного восхождения в царство
возвышенного , как это обычно пытаются делать поэты , а видит и описывает как какой-то
австрийский госархив с его велеречиво-мелочной , вязкой , недоступной и
непредсказуемой бюрократией , с необозримым нагромождением папок и инстанций, с
неясной иерерхией чиновников, ответственность которых неустановима ,- то есть
описывает сатирически, но при этом - с самой искренней, доверчивой, неустанно
стремящейся проникнуть в непонятное царство Милости покорностью, которая всего лишь
выступает в обличье сатиры, а не пафоса.
Особенность Кафки заключается в том, что он, сохранив всю традиционную структуру
языкового сообщения, его грамматико-синтаксическую связность и логичность, связность
языковой формы, воплотил в это структуре кричащую, вопиющую нелогичность,
бессвязность, абсурдность содержания. Специфически кафкианский эффект – все ясно,
но ничего не понятно. Но при вдумчивом чтении, осознав и приняв правило его игры, мы
можем убедиться, что Кафка немало чего важного рассказал о своем времени. Начать с
того, что он абсурд назвал абсурдом и не побоялся воплотить его.
Новелла «Превращение» (1916) ошеломляет читателя с первой же фразы: «Проснувшись
однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели
превратился в страшное насекомое». Сам факт превращения человека в насекомое, так
попросту, в классической повествовательной манере сообщенный в начале рассказа,
конечно, способен вызвать у читателя чувство эстетического шока; и дело здесь не
столько в неправдоподобии ситуации (нас не шокирует, например, тот факт, что майор
Ковалев у Гоголя не обнаружил утром у себя на лице носа), сколько, разумеется, в том
чувстве почти физиологического отвращения, которое вызывает у нас представление о
насекомом человеческих размеров. Будучи как литературный прием вполне законным,
фантастический образ Кафки тем не менее кажется вызывающим именно в силу своей
демонстративной « неэстетичности ».
Однако представим себе на минуту, что такое превращение все-таки случайность;
попробуем примириться на время чтения с этой мыслью, забыть реальный образ
гипернасекомого , и тогда изображенное Кафкой дальше предстанет странным образом
вполне правдоподобным, даже обыденным. Дело в том, что в рассказе Кафки не
оказывается ничего исключительного, кроме самого начального факта. Суховатым
лаконичным языком повествует Кафка о вполне понятных житейских неудобствах,
начавшихся для героя и для его семейства с момента превращения Грегора . Все это
связано с некоторыми биогрфическими обстоятельствами жизни самого Кафки.
Он постоянно ощущал свою вину перед семьей – перед отцом прежде всего; ему казалось,
что он не соответствует тем надеждам, которые отец, владелец небольшой торговой
фирмы, возлагал на него, желая видеть сына преуспевающим юристом и достойным
продолжателем семейного торгового дела. Комплекс вины перед отцом и семьей – один из
самых сильных у этой в самом точном смысле слова закомплексованой натуры, и с этой
точки зрения новелла «Превращение» - грандиозная метафора этого комплекса. Грегор –
жалкое, бесполезное разросшееся насекомое, позор и мука для семьи, которая не знает,
что с ним делать.
Однако если творчество Кафки было б только самобичеванием, только изживанием сугубо
личных комплексов, едва ли оно бы получило такой мировой резонанс. Последующее
поколение читателей снова и снова приходили в ошеломление от того, сколь многие
черты общественного бытия 20-го века пророчески предсказал Кафка в своих
произведениях. Рассказ «В исправительной колонии», например, сейчас прочитывается
как страшная метафора изощренно-бездушного, мехонической бесчеловечности фашизма
и всякого тоталитаризма вообще. Атмосфера его романов «Процесс» и «Замок»
восринимается как грандиозная метафора – метаметафора - столь же бездушного и
механического бюрократизма.
То, как Кафка показал абсурдность и бесчеловечность тотальной бюрократизации жизни в
20-ом веке, поразительно. И ведь наверняка такой степени обесчеловечения
общественного механизма европейское общество времен Кафки не знало, если и знало,
то, видимо, только в нацистской Германии. Так что здесь какой-то поистине
необыкновенный дар смотреть в корень, предвидеть будущее развитие определенных
тенденций. И вот тут-то Кафка, между прочим, на какой-то момент соприкасается с
устремлениями экспрессионистов: это они мечтали в своем искусстве понимать не
единичные явления, а законы; мечтали, но не осуществили этой мечты, а вот Кафка
именно ее и осуществил – его сухая, жесткая, без метафор, без тропов, как бы лишенная
плоти проза и есть воплощение формулы современного бытия, его самого общего закона;
конкретные числа и конкретные варианты могут быть разными, но суть – одна, и она
выражается формулой. С чисто художественной, технической стороны Кафка достигает
такого эффекта прежде всего с помощью вполне определенного приема. Это прием
материализации метафор, причем метафор так называемых языковых, уже стершихся, тех,
чей переносный смысл уже не воспринимается. Когда мы говорим, например, о том или
ином человеке – «он потерял человеческий облик»,либо о том или ином явлении – «это
чистый абсурд», или «это уму непостижимо», или «это как кошмарный сон», мы, по сути,
пользуемся такими языковыми метафорами, прибегаем к смыслу не буквальному, а
переносному, образному. Мы понимаем, что облик-то все-таки человеческий, а не
лошадиный, не собачий и т. д.; и выражение «уму непостижимо» всего лишь есть сгущение
нашего впечатления от какого-либо события; потому что,попроси кто-нибудь нас в
следующую минуту рассказать о причинах этого события, мы все-таки объяснение-то
дадим; пусть свою версию, но все-таки мы предполагаем всегда, что нашему уму это все
же доступно. Кафка последовательно материализует именно эту умунепостижимость ,
абсурдность, фантасмогоричность . Что больше всего озадачивает в его прозе – это
снова и снова всплывающая алогичность, неправдоподобность причинно-следственных
сцеплений; особенно это заметно, когда неизвестно откуда вдруг по ходу дела
появляются предметя и люди, которых здесь просто не должно быть. Многие
исследователи отмечали эту особенность повествования у Кафки. Суть в том, что Кафка
весь сюжет своего повествования методически строит по принципу, по какому
оформляется « сюжетика » сна. И это уже сложно назвать метафорой. Если вы
припомните свои сны, то вы обнаружите, что в сон сразу же вливается то, о чем или ком вы
подумали. Все новое сцепляется с другими предметами и явлениями так, как в реальности
не может быть.
В обычном, нормальном мире человек, бодрствуя, живет в мире логических причинно-
следственных связей, во всяком случае так считает. Ему все привычно и объяснимо, а вот
засыпая, человек уже погружен в сферу алогизма. Художественный трюк Кафки в том, что
у него все наоборот. У него алогизм и абсурд начинается, когда человек просыпается.
Главный мотив творчества Ф.Кафки – отчуждение человека, его одиночество – полностью
раскрываются в его произведениях. В трех романах Кафки – «Америка», «Замок»,
«Процесс» - речь идет о все более тяжелых формах смертельного одиночества. Чем
более одинок герой, тем тяжелее его судьба. Карл Россман – герой романа «Америка» -
еще только затеривается в перепетиях судьбы; судьба героя «Замка» зашла в тупик, он
становится отверженным; Йозеф К. – уже преследуемое животное, доведенное до гибели.
В первом романе одиночество - еще пока общественное явление, конкретное; во втором –
символическое, «метафизическое», но еще достаточно хорошо ощутимы его конкретные
общественные взаимосвязи; в третьем – полностью «метафизическое», абстрактное,
символическое, в реальной жизни совершенно невозможное и абсурдное.
В заключение можно отметить, что метаметафора в творчестве Франца Кафки является
не отдельно взятым тропом, а приемом, с помощью которого происходит организация того
или иного текста. Метаметафора заключена в самой идее произведения, то есть в
превращении Грегора Замзы в насекомое или беспричинный арест Йозефа К. и т.д. С
помощью метаметафоры художник добивается необыкновенного эффекта: какой-то
абсурдностью, нелепостью он заставляет задумываться над главными законами бытия,
над трагичностью человеческой судьбы, над существованием каких-то высших сил,
управляющих жизнью людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. М.,1986. Вып.5.
2.Аристов В. Заметки о «мета».// Арион : Журнал поэзии. М.,1997. Вып.4(16).
3.Батай Ж. Литература и Зло. М.,1994.
4.Бланшо М. От Кафки к Кафке. М.,1998.
5.Давид К. Франц Кафка. Харьков,1998.
6.Карельский А. Лекция о творчестве Франца Кафки.// Иностранная литература. 1995. №8.
7.Литературные манифесты от символизма до наших дней./ Сост. С.Джимбинов. М.,2000.
8.Манн Т. В честь поэта.// Нева. 1993. №7.
9.Матран Л. Актуален ли Кафка?// Вопросы философии. 1975. №9.
10.Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. М.,1998.
11.Филологические исследования. М.,1990.
|