Оглавление / Замечания на экзамене
Замечания на экзамене
1.
Виды замечаний
Для того, чтобы правильно реагировать
на замечания экзаменатора, необходимо заранее знать, с какими видами
замечаний вы можете столкнуться.
Невысказанные замечания
Это те замечания, которые экзаменатор
не успевает (так как вы говорите слишком быстро) или не желает
высказать. Такая ситуация весьма опасна: вы не видите препятствия
и лишены возможности его нейтрализовать.
Анализ.
Экзаменатор не произнес ни слова, однако заметно, что он выражает
сомнение и недовольство. Тактика. Необходимо снизить темп
ответа, с помощью риторических вопросов нащупать узел противоречий
и попытаться перейти к диалогу.
Отговорки
Если вы чувствуете, что замечания экзаменатора явно надуманны,
искусственны, то здесь, скорее всего, дело не в ваших знаниях.
Анализ. По своему смыслу эти
замечания не носят объективного характера, они несущественны,
иногда агрессивны. Скорее всего, во время ответа вы где-то "наступили
экзаменатору на мозоль" или у него сработал отрицательный
стереотип.
Тактика. Не надо спорить,
доказывая необъективность замечания. Согласитесь с экзаменатором
и приведите свои дополнительные доводы в защиту его точки зрения.
Подчеркните, что имело место не незнание, а недостаток времени для
ответа. Например: "Да, да вы правы, больше того, в этой части ответа
из-за недостатка времени я упустил еще и то, что ..."
Провокация
Анализ. Экзаменатор сообщает вам
заведомо ложную информацию. Он думает, что если вы хорошо знаете
этот вопрос, то опровергнете его высказывание. Вас это замечание
сбивает с толку. Даже если вы твердо уверены в правильности
вашего ответа, всегда возникают сомнения: "Не напутал ли я чего-то?"
Тактика. Если вы твердо
знаете, что информация ложная, - опровергайте ее. Но так бывает
очень редко, потому что преподаватели обычно используют этот прием
тогда, когда чувствуют, что абитуриент сомневается в истинности
своего высказывания.
Рассмотрим эту ситуацию на примере. Допустим,
что экзаменуемый, отвечая на вопрос по географии, твердо не знает,
какую форму имеет Земля. Абитуриент: "Земля имеет форму шара". Экзаменатор:
'Нет, здесь вы ошиблись, Земля имеет форму чемодана". В этом случае
у абитуриента есть две возможности:
а) согласиться. "Да, да, как же я забыл? Действительно, чемодана".
- "Что и требовалось доказать"- отвечает экзаменатор и ставит двойку.
б) не согласиться. "Нет, все-таки шара!" Но так ответить очень сложно.
Во-первых, спорить с экзаменатором не принято, это просто опасно.
Во-вторых, согласно условиям нашего примера, экзаменуемый твердо
не знает, какую форму имеет наша Земля, и рисковать не будет.
Итак, оба пути тупиковые. Но есть еще и
третий путь: не опровергать, но и не соглашаться.
Необходимо выиграть время для того, чтобы выяснить, провокация это
или нет. Для этого можно уточнить, переспросить, попросить объяснения,
например: "Какой чемодан вы имеете в виду?"; "Вы говорите о форме
или размерах?"; "Вы имеете в виду параллелепипед?" и т.п.
Ироничные замечания
Анализ. Причина этих замечаний -
недовольство вашим поведением, личные или деловые неудачи экзаменатора,
плохое настроение или же просто изучение ваших возможностей.
Тактика. Вам нужно проверить,
сделано ли замечание всерьез или носит "спортивный" характер.
В соответствии с этим, ваша реакция может быть остроумной или вообще
никак не проявиться - замечание можно пропустить мимо ушей.
Выявление противоречий
Анализ. По своей сути это - объективное
замечание. Заметив противоречие в вашем ответе, экзаменатор
не указывает на него прямо, а наводящими вопросами пробует подвести
вас к самостоятельному осознанию этого противоречия.
Например. "Ну, а если это так, то почему это вот так?". Если вы
не видите несоответствия в своих утверждениях, то экзаменатор продолжает
подсказки-вопросы, выясняя, насколько глубоко вы разбираетесь в
предмете.
Тактика. Об уровне ваших знаний
будут судить и по тому, насколько быстро вы обнаружите противоречие
в ваших предыдущих высказываниях. Помните: экзаменатор уже понял,
что вы что-то не знаете, но что именно - ему пока неизвестно.
Если вы будете неуклюже маскировать объем своего незнания, стараясь
запутать преподавателя, то он решит, что вы вообще ничего не знаете
по данному вопросу. Поэтому в ответ на его фразу: "Ну, а если...,
то почему...?" - вы должны сказать: "Да, действительно, что-то
не согласуется. Наверное, здесь я перепутал...",-открывая незнание
в той части вопроса, в которой вы сомневаетесь больше всего.
2.
Как отвечать на замечания? Техника
их нейтрализации
Очень часто экзаменуемые никак не реагируют
на замечания экзаменаторов. Они просто принимают их к сведению.
Это глубоко ошибочная практика!
Своими замечаниями экзаменатор как бы объясняет вам, почему в дальнейшем
поставит вам невысокую оценку. Задача же экзаменуемого состоит
в том, чтобы, не вступая с преподавателем в открытое столкновение,
попытаться изменить его точку зрения. Для этого необходимо,
как минимум, прокомментировать замечание экзаменатора.
Здесь возможны три варианта.
Первый вариант -
согласиться с экзаменатором.
Безусловно, в случае, когда он указал вам на вашу явную ошибку,
это единственно разумный выход. Но в других случаях ваше поспешное
и неоднократное покаяние будет выглядеть просто как отсутствие четких
знаний.
Второй
вариант - не согласиться, спорить.
Если вы явно ошиблись - ваш протест будет
выглядеть глупо. Экзаменатор окончательно убедится, что вы в этом
вопросе не разбираетесь. Если же ошибка неявная, то ваш протест
все равно ни к чему хорошему не приведет - и не потому, что преподаватель
такой плохой и злопамятный (этот случай мы вообще не рассматриваем
- тут все понятно). Даже если экзаменатор очень благосклонен к вам
- все равно ваш отказ признать его правоту подсознательно повлияет
на его к вам отношение. Конечно, он будет по-прежнему предельно
объективен и бесстрастен, но почему-то вдруг вспомнит, как вы замялись
в начале ответа, как потом перепутали знак в формуле... Не соглашаясь
с экзаменатором, вы закладываете мину замедленного действия,
которая "взорвется" в момент выставления оценки. Причем вы закладываете
ее не в сознание экзаменатора, а в область бессознательного, и преподаватель
будет искренне убежден, что ваши знания стоят именно тройки.
Третий вариант - "согласившись,
не согласиться".
Выход из этого положения - в нейтрализации замечаний экзаменатора.
Суть его состоит в том, что вы формально соглашаетесь со справедливостью
замечания, одновременно значительно смягчая или вовсе опровергая
его.
Для этого используются следующие приемы:
1. Сжатие нескольких замечаний
Данный прием используется, когда экзаменатор
делает вам несколько замечаний подряд. Вы должны, согласившись
с его замечаниями и повторив их одним предложением, каким-то образом
обосновать свои ошибки и упущения. Внимание экзаменатора
будет направлено на эти объяснения. Первая же ваша фраза, в которой
вы "сожмете" все замечания, беспрепятственно проникнет в его сознание.
Все
искусство данного способа заключается в том, чтобы на несколько
увесистых замечаний ответить одной легкой фразой, которая лишь
частично содержит смысл сделанных замечаний и выглядит не так удручающе.
Для этого количество замечаний необходимо сократить, "забыв" повторить
наиболее существенные из них, а остальные перефразировать в более
выгодном для вас свете. Пример. Экзаменатор: "Вы ничего не сказали
о № 1, ошиблись в определении № 2 и толком не объяснили, почему
№ 3..." Абитуриент: "Да, я недостаточно осветил № 3, так как я забыл
сказать, что ..."
2. Перефразирование
Если замечание одно-единственное, вы
должны повторить его и одновременно смягчить высказывание экзаменатора.
Положим, в своем замечании он будет делать упор на то, что в ваших
ошибках виноваты только вы сами. Вы же должны, не отрицая этого
напрямую, намекнуть, что виновата еще и ситуация. Пример. Экзаменатор
Абитуриент 1. Вы ошиблись... Да, я перепутал... 2. Вы не знаете...
Да, я не могу вспомнить... 3. Здесь вы не правы... Да, я не учел
этого... 4. Вы забыли сказать... Да, я не уделил этому внимания
5. Вы дали неверное Да, я не до конца раскрыл... определение...
3. "Оговорка"
Прием "оговорка" используется
в том случае, если вы твердо знаете, что из двух возможных ответов
верный - лишь один. Какой именно - вы не имеете понятия. Тогда
вы говорите либо наиболее вероятный, с вашей точки зрения, вариант,
либо, если вероятности для вас равны, - первый попавшийся. Экзаменатор
с явным удивлением переспрашивает вас - и вам становится ясно, что
вы не угадали правильный ответ. Далее у вас есть две возможности:
а) убедить его,
что он ослышался;
б) сказать, что вы оговорились.
Например, абитуриент точно не знает, 2 +
2 будет 4 или 5. Абитуриент: "2 + 2 = 5". Экзаменатор: "Сколько
- сколько?!" Или: "Вы в этом уверены?" Или:"Как 5?!". Абитуриент:
а) "Нет, 4! Я сказал 4!" б) "Нет, 4! Я оговорился."
4. Согласие
После того, как экзаменатор сделал вам
замечание, очень важно показать, что вы сразу же разобрались
в его сути. В этом случае ваша предыдущая ошибка будет оценена
как случайная. Если же у экзаменатора возникнет подозрение, что
вы не поняли, в чем дело, то он будет считать вашу ошибку закономерным
проявлением низкого уровня знаний.
Показать, что вы правильно оценили замечание,
можно различными способами: кивнуть головой, сказать "да" и т.д.
Но лучше всего это сделать, используя следующие приемы:
а) сравнение с фактами из других разделов сдаваемого предмета.
Например: "Да, да, понимаю. Это согласуется так же, как ... в ...";
б) понимание, что обратная постановка вопроса приведет к противоречию.
Например: "Да, верно. Иначе... А тогда..."; в) ссылку на авторитет.
Например: "Да, да, ведь ... еще в XIX веке говорил ..."; "Да, конечно,
это так, ведь высказывание ... об ... говорит о том ...".
5.
"Дымовая завеса"
Этот прием применяется в тех случаях,
когда экзаменатор, заметив у вас ошибку, ловит вас на слове.
Например: Экзаменатор (удивленно): "Вы сказали, что дельфины - это
рыбы?!" Абитуриент (спокойно, сдержанно, но быстро): "Нет, на самом
деле, естественно, это не так. Конечно, они живут в воде, но...
в действительности... хотя многие считают... но на самом деле...".
Для того чтобы пользоваться этим приемом, необходима твердая
уверенность в своей правоте и высокая скорость постановки "дымовой
завесы" вокруг ошибки. Если слова, даже правильные, вы будете
говорить слабым, неуверенным голосом, лучше не используйте этот
прием.
Еще
раз напомним вам: никогда не вступайте в прямой спор с экзаменатором
по поводу его замечаний, нейтрализуйте их ...косвенно.