Оглавление / Как и когда отвечать на дополнительные вопросы?
Как и когда отвечать на дополнительные вопросы?
1.
Разновидности дополнительных вопросов
Дополнительные вопросы условно делятся на
уточняющие, наводящие, альтернативные, собственно дополнительные
и неожиданные.
Уточняющие вопросы.
Если вы ходите вокруг да около основного
вопроса, то экзаменатор может спросить о нем прямо, например:
"Так когда же была основана Москва?" Тут очень сложно что-либо посоветовать,
если вы точно не знаете ответ. Заметим лишь, что вместо "не знаю"
лучше сказать "не помню".
Дело в том, что в числе причин, повышающих
вероятность получения помощи от другого человека, очень важное значение
имеет тот факт, виноват ли в создавшемся положении сам нуждающийся
в помощи или нет. В вашем "не знаю" виноваты только вы сами:
вы не удосужились "узнать" и поэтому на помощь экзаменатора лучше
и не надейтесь. В словах "не помню" доля вашей вины уже не так
велика: вы все-таки приложили усилия, но, что поделаешь, "оно
не запомнилось". Вы тут почти ни при чем - это она виновата, память,
над которой вы оказались невластны.. .
Кроме того, ответ "не знаю" плох и еще по
одной причине. Экзаменатор может подумать (а чаще всего именно так
и думает), что вы вообще не имеете представления о дате основания
Москвы, и назови он вам VI в. до н.э. или 1778 год - вы и в том,
и в другом случае с ним согласитесь. А ведь вы всего-навсего забыли
последнюю цифру: то ли 1147, то ли 1148 год. Ну тогда так и скажите:
"1147 или 1148". В крайнем случае назовите век. Покажите, что
если у вас нет четких знаний, то вы хотя бы ориентируетесь в вопросе.
Конечно, иногда бывает так, что ваше честное
и скорбное "не знаю" может принести вам дополнительные очки.
Тут все зависит от того, что предпочитает ваш экзаменатор - трудолюбие
и честность или ум и сообразительность.
Авторам пришлось видеть такую картину: студент,
который великолепно ответил на первый и второй вопросы билета, вместо
ответа на третий громко и уверенно сказал: "Не знаю". На лице преподавателя,
когда он ставил в зачетке тройку, явственно читалось: "Я не виноват.
Он сам..."
Наводящие
вопросы
Эти вопросы - почти подсказка, или,
если хотите, ваше спасение. Хватайтесь за них, как
утопающий за соломинку. Помните: об уровне ваших знаний экзаменатор
будет судить по тому, насколько быстро вы сообразите, что от вас
хотят услышать.
Альтернативные вопросы
Их экзаменаторы обычно задают в той же
ситуации, что и уточняющие вопросы. Но положение здесь не столь
критичное:
1)
часто один из ответов явно более предпочтителен, и есть вероятность
того, что именно он является правильным;
2)
даже при полном отсутствии знаний ваши шансы будут составлять
не менее 50%.
Следует,
однако, помнить, что и альтернативные, и уточняющие вопросы экзаменатора
свидетельствуют о том, что его начинает раздражать отсутствие
четкости в вашем ответе.
Собственно дополнительные
вопросы
Очень часто экзаменуемые имеют
хорошие знания, но забывают сказать о том или ином аспекте раскрываемого
вопроса. Они об этом ЗНАЮТ, но ЗАБЫВАЮТ ВСПОМНИТЬ. В этом
случае экзаменатор обычно и задает дополнительные вопросы.
Если налицо отличные знания, то ничего страшного
в этом нет - абитуриенты молниеносно выдают требуемые сведения.
Но все-таки желательно избегать ситуации "не помню, что именно надо
вспомнить". Для этого необходимо твердо усвоить все пункты плана,
опираясь на которые можно рассказать о любом явлении, законе или
теории.
Что нужно знать
о том или ином явлении?
внешние признаки явления;
условия его протекания;
механизм, сущность явления, его определение;
связь с другими явлениями;
когда и кем было впервые описано данное явление;
количественные характеристики явления и то, как оно используется
в практической деятельности;
условия управления явлением.
Что нужно знать
о законе?
какую связь между явлениями отражает этот закон;
формулировка закона;
его математическое выражение (если имеется);
какими опытами можно подтвердить закон;
когда, кем и при каких обстоятельствах данный закон был открыт;
как учитывается закон на практике;
границы применения закона.
Что нужно знать
о теории?
опыты, факты, явления, послужившие основой теории;
основные понятия и положения теории;
используемый для ее описания математический аппарат;
круг явлений, которые объясняются или предсказываются данной теорией.
Неожиданные вопросы
Внимательно слушающий вас экзаменатор неожиданно
задает вопрос. Что делать в этой ситуации? Ведь если вы не знаете
ответ назубок, то молниеносно переключиться и что- нибудь придумать
очень сложно. Самое главное в этом случае - не молчать. Можно задать
экзаменатору несколько уточняющих вопросов и таким образом выиграть
необходимое для обдумывания ответа время.
2. Когда отвечать на
вопросы и замечания
С вопросами все более или менее понятно.
Чем раньше вы начнете отвечать, тем лучше. Это понятно.
С замечаниями немного сложнее. Здесь
можно предложить следующие варианты:
1) до
того, как замечание высказано;
2) сразу после того, как оно
сделано;
3) во время замечания, перебив
экзаменатора;
4) несколько позднее;
5) никогда.
Отвечать до того, как замечание высказано,
следует в случаях, когда вы чувствуете, что экзаменатор рано или
поздно сделает определенное замечание. Тем самым у вас появится
возможность самим выбрать наиболее подходящий момент для
ответа.
Отвечать сразу после высказанного замечания
- наиболее принятый метод для ответа, и его нужно использовать во
всех нормальных ситуациях.
Отвечать несколько позднее после высказывания
замечания необходимо в случае, если вам трудно сразу найти
подходящий ответ и вам лучше отложить его на более поздний момент.
Отвечать во время высказывания замечания
- вариант, как и предыдущий, не самый удачный.
Не отвечать вообще можно лишь на отдельные
виды замечаний (особенно враждебные). Это же относится и к случаям,
когда можно без ущерба признать правоту экзаменатора.