Оглавление / Тактические "мелочи"
Тактические "мелочи"
Знание предмета и удачное построение ответа почти всегда дадут вам стопроцентную гарантию успеха, но не следует недооценивать и "мелочи", которые имеют решающее значение, когда чаша весов колеблется между двумя вероятными оценками. Мы приведем несколько практических рекомендаций, оставляя за читателями право "взять их на вооружение".
Отвечайте последовательно.
Старайтесь придерживаться последовательности вопросов в билете. В очень затруднительных случаях, когда вы плохо знаете первый вопрос, начинайте свой ответ со следующего вопроса. Но ни в коем случае не спрашивайте на то разрешения у экзаменатора, не демонстрируйте своей неуверенности и плохого знания первого вопроса.
Акцентируйте важные слова.
Это придаст вашей речи выразительность, ясность и убедительность. В любую, пусть самую обыкновенную фразу можно вложить столько значений, сколько в ней слов, и даже больше.
Приведем пример из книги A.M.Арго. Выбрав фразу "Дайте мне стакан чаю", автор показал разнообразие ее смысла в зависимости от акцентированного слова. Так, если сделать упор на первом слове, то подразумевается следующее: "Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой,- дайте мне стакан чаю, а потом я расскажу вам все новости". Упор на втором слове уже можно понимать так: "Соседу справа дали, соседу слева дали - всем налили, а про меня забыли. Почему так? Дайте и мне, если всем даете..." - и так далее.
Меняйте темп речи.
Когда вы разговариваете с кем- либо, темп вашей речи постоянно меняется. Это придает выразительность вашим словам. Если вы хотите подчеркнуть что- то - уменьшите темп. Вот как описывал современник один из излюбленных приемов, которым пользовался Линкольн, желая придать убедительность своим словам. Он произносил несколько слов очень быстро; когда же подходил к слову или фразе, которые хотел подчеркнуть, замедлял свою речь и сильно напирал на это слово, а потом с быстротой молнии заканчивал на нем.
Меняйте тон голоса.
Дикция, тембр и сила голоса по своей природе тесно связаны с физиологическими особенностями человека и зависят от его психического состояния. Еще в "Книге занимательных историй", написанной Абуль-Фараджем в XIII веке, даются советы, как по голосу судить о различных чертах человека: "Тот, кто разговаривает постепенно понижая голос, несомненно чем-то глубоко опечален; тот, кто говорит слабым голосом - робок, как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно - глуп, как коза".
Наибольший вред вашему ответу причинит его монотонность. Она делает ответ серым, вызывает у экзаменатора скуку и раздражение. Если вы заметили, что говорите монотонно, остановитесь на секунду. Старайтесь не излагать материал, а как бы беседовать с экзаменатором. Не допускайте, чтобы ваш голос был скучным и однообразным.
Бернард Шоу говорил, что есть только один способ написать слова "да" и "нет", но существует пятьдесят способов их произнести. Хотите - верьте, хотите - нет, но в Австралии в 1975 году суд потребовал от одной фирмы возместить убытки и оплатить все больничные расходы ее служащему, который искалечил челюсть, зевнув во время работы. По мнению судьи, зевок был вызван чрезвычайно скучной обстановкой на рабочем месте пострадавшего, а стало быть, налицо типичное трудовое увечье. Мы полагаем, что выводы вы сделаете сами.
Не забывайте о своем внешнем виде.
Аккуратная, опрятная одежда не только поднимет вас в глазах экзаменатора, но и придаст вам больше уверенности в своих силах. Когда люди хорошо выглядят, им легче добиться успеха или решить сложную проблему.
Известный норвежский скрипач Арве Телефсен провел интересный эксперимент. Однажды он надел мятые брюки, истрепанное пальто, нахлобучил изношенную шапку и, встав на одном из перекрестков Осло, начал играть. Несколько прохожих, не узнавая известного скрипача, все же остановились и вслушались в игру "уличного музыканта". Одни его хвалили, другие критиковали, а кто-то из прохожих сказал: "Талант у него, пожалуй, есть, но вот техники не хватает". "Я волновался как никогда, - сказал впоследствии Телефсен, - я так боялся, что люди не будут останавливаться".
Следите за мимикой.
Если вы будете отвечать холодно и небрежно, всем своим видом показывая, насколько неприятна для вас процедура экзамена, то вскоре и экзаменатор начнет испытывать такое же ощущение, поскольку подобное настроение является заразительным. Это не значит, конечно, что вы должны постоянно улыбаться. Но приветливость и открытость, а также то, что вам нравится сдавать экзамен именно этому преподавателю,- все это должно читаться на вашем лице однозначно. Мимика как источник информации при общении имеет гораздо большее значение, чем это может показаться с первого взгляда.
В. Франкл на основе опроса медицинского персонала неврологического отделения больницы установил, что больных, страдающих афазией (нарушение речи вплоть до ее полной утраты), гораздо легче понять, чем пациентов, свободно разговаривающих, но амимичных, то есть лишенных мимики. Существуют многочисленные описания того, какие эмоции и чувства выражают те или иные компоненты мимики. Например, улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, свидетельствует о готовности подчиниться, а улыбка при опущенных бровях обычно означает превосходство. Слишком длительное расширение глаз, без их кратковременного закрывания, в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Кратковременное закрывание глаз, напротив, считается умиротворяющим элементом мимики, улыбающийся как бы дает понять: "Я не жду от вас ничего плохого,- видите, я даже закрываю глаза".
Короче говоря, улыбнуться правильно - совсем непросто. По мнению американских социологов, 60% людей не умеют этого делать. В Нью-Йорке еще в 1974 году был открыт специальный институт, где за 200 долларов учат улыбаться "по всем правилам".
Контролируйте свои жесты.
Жесты являются внешним выражением вашего внутреннего состояния. Они так же несут информацию о вас и ваших знаниях, как и ваша речь. При ответе старайтесь использовать только те жесты, которые выглядят естественно. Перед экзаменом попрактикуйтесь, заставьте себя, если это необходимо, пользоваться жестами. Учтите: ваш экзаменатор составляет общее впечатление о вашем ответе, учитывая (пусть и не всегда осознанно) и вашу жестикуляцию. По утверждению американских психологов Ниренберга и Колеро, жесты, хотя иногда и расходятся по своему значению с тем, что человек говорит, потом всегда оказываются правдивее слов.
Поэтому мы считаем важным остановиться на некоторых жестах, которые могут быть истолкованы экзаменатором так или иначе. Прежде всего обратите внимание на свои руки.
1. Тесно сцепленные руки - жест подозрения и недоверия, такая поза не способствует контакту с собеседником. Люди, сцепившие руки, напряжены, общение с ними затруднено.
2. Если же вы при этом проявляете еще и жесты беспокойства - щелкаете колпачком ручки, постукиваете по столу или по полу ногой - все это может быть истолковано экзаменатором как незнание или неуверенность.
3. Тот же эффект производят скрещенные на груди руки. Это защитная стена или фиксированная позиция, с которой человек не хочет сдвинуться, особенно когда кисти рук при этом сильно напряжены. Что она за собой влечет? Да, нередко ответную агрессию со стороны экзаменатора.
4. Человек, сидящий со скрещенными ногами, тоже не производит впечатления контактного или уверенного в себе. Скорее, он создает впечатление конфронтации, противостояния.
5. Не сутультесь, не подносите ваши записи близко к лицу.
6. Если руки выдают ваше волнение - лучше спрячьте их под стол.
7. Учтите также, что скованность, полное отсутствие жестов - самое худшее, что вы можете предложить экзаменатору.
Идеальный вариант состоит в том, чтобы использовать жесты, как бы не замечая их (как вы не замечаете воздух, которым дышите).
Знание языка жестов поможет вам правильно оценить и поведение вашего экзаменатора.
О критичности, негативном отношении к вам можно судить по следующим признакам: подбородок экзаменатора опирается на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные расположены ниже рта. Если к тому же это сопровождается наклоном тела от собеседника- дела ваши еще хуже, ход ответа необходимо срочно перестраивать.
О том, что наклон головы связан с выражением заинтересованности, писал еще Дарвин. Это подтверждают и многие современные исследователи. И наоборот, когда ваш слушатель "теряет мысль" - голова выпрямляется, плечи сначала поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по потолку, стенам, другим людям. Если ваш экзаменатор начинает вести себя подобным образом, знайте - он потерял интерес к вашему ответу.
Очень характерны жесты с очками. Один из негативных - взгляд поверх очков, опущенных на кончик носа ("Ну, что там еще?"). Другой жест - средство выиграть время или снять сомнения: медленное снимание очков, тщательное протирание стекол. Быстрое срывание, бросание на стол очков: "Ну, это уж слишком!" в таком случае постарайтесь быстренько перевести разговор на другую тему.