Оглавление / Спорить или не спорить?
Спорить или не спорить?
1.
Дополнительные вопросы - это ваш шанс!
Практически никогда экзамен не обходится
без дополнительных вопросов и уточняющих замечаний экзаменатора.
Для многих сдающих они представляют серьезную опасность. Если в
ходе ответа они более или менее успокоились, с помощью своих записей
успешно раскрыли тему, то, как только начинаются дополнительные
вопросы, они порой не могут сказать и слова. А ведь цель
этой фазы экзамена, как правило, - не только не разрушить, а наоборот,
еще больше укрепить то положительное впечатление, которое экзаменуемый
произвел на экзаменатора.
Нелюбовь экзаменуемых к дополнительным
вопросам вполне объяснима и объективна. Тут играют свою роль
и отсутствие предварительной информации о том, что именно будут
спрашивать, и дефицит времени для припоминания и обдумывания ответа,
и то, что экзамен заканчивается и приближается самое страшное -
выставление оценки.
Однако существует еще один субъективный
фактор, отрицательно влияющий на поведение абитуриентов. С утверждением
"Экзаменатор, задающий много дополнительных вопросов, относится
к вам доброжелательно", не согласились 87% опрошенных абитуриентов.
Они приписали действиям преподавателя, задающего дополнительные
вопросы, отрицательные мотивы.
Следовательно, приписывание экзаменаторам
коварства и вероломства значительно повышает тревожность
абитуриентов. Зачастую, однако,- и большая часть опрошенных
преподавателей подтвердила это,- экзаменатором движут самые благородные
мотивы: он стремится не "засыпать" вас, а, наоборот, поставить более
высокую оценку. И если вы правильно ответите на дополнительные вопросы,
то он это сделает. Таким образом, замечания и вопросы преподавателя
не следует рассматривать как препятствие. Это может быть и рука
помощи, протянутая вам. Дополнительные вопросы - это еще один ваш
шанс. Будет гораздо хуже, если после ответа, не задав ни одного
вопроса, он вам поставит тройку.
2. Причины замечаний
и дополнительных вопросов
Какие мотивы движут экзаменатором,
когда он задает абитуриенту дополнительный вопрос или делает замечание?
На наш взгляд, среди них можно выделить следующие.
Объективная проверка знаний
Это самый распространенный мотив. Экзаменатор
просто хочет уточнить, что вам ставить: 5 или 4, 4 или 3.
Поэтому отвечайте спокойно, не волнуйтесь. Помните, что в любом
случае свою оценку за ответ вы уже получили и теперь работаете
на ее повышение.
Разыгрывание роли
Многие люди поразительно меняются в зависимости
от той деятельности, которую им предстоит выполнить. Они как бы
надевают на себя "ролевые маски" и действуют в соответствии со своими
представлениями об этой роли. Если вы прекрасно ответили, а вам
задают дополнительный вопрос - не пугайтесь, речь не идет о том,
чтобы поставить четверку. Может быть, спрашивающий просто
надел маску "опытного экзаменатора", а в его представлении
такой экзаменатор всегда должен что-то спросить дополнительно.
"Спортивная" позиция
Ваш экзаменатор - человек "по-спортивному"
настроенный, поэтому он склонен к соперничеству на экзамене,
любит превращать его в поединок. Если он отрицательно относится
к самому процессу экзамена (хмур, зол, неразговорчив,
все время "цепляется"), то мы рекомендуем вам в спор не вступать.
Если же он нестроен положительно (улыбается, шутит), то вы
можете с ним и поспорить. За достойное сопротивление он наверняка
поставит вам хорошую оценку.
Тактическое обдумывание
Экзаменатор просто не решил еще,
что вам ставить, и с помощью дополнительных вопросов берет себе
тайм-аут на обдумывание. Если вы будете отвечать подробно и обстоятельно,
то дадите ему достаточно времени на обдумывание оценки - и больше
дополнительных вопросов не будет.
Желание проявить себя
Многие замечания экзаменаторов можно объяснить
лишь их стремлением высказать собственное мнение по спорному вопросу.
Как ни странно, частота этих замечаний прямо пропорциональна силе
и убедительности вашей аргументации. Существуют две причины,
по которым у экзаменатора может возникнуть "желание проявить себя".
1) ваш чересчур однозначный подход к сложному вопросу.
В этом случае экзаменатор заметит, что существуют другие точки зрения;
2) тон вашего ответа может свидетельствовать о том,
что вы, как вам кажется, обладаете максимально исчерпывающими
знаниями по данной теме. Преподаватель, который наверняка
знает больше вас, захочет это опровергнуть.
Другой
подход к излагаемому вопросу
У экзаменатора просто другое мнение
по этому вопросу. Вы должны принять его замечания,
во всяком случае не стоять "насмерть" на своей точке зрения. Особенно
это касается общественных дисциплин.
Последний
вопрос
Последние замечания экзаменатор редко делает
всерьез. Часто, задав последний вопрос, он уже берет ваш экзаменационный
лист. При этом, если с вашей стороны раздаются какие-то звуковые
колебания, то он ставит оценку и расписывается, особо не вникая
в ответ. Решение он принял несколько секунд назад, а последний
вопрос задал просто "для очистки совести". Итак, с того момента,
как экзаменатор задал вам вопрос, и, до того, как он закончит расписываться,
пройдет секунд 10-15. Вам нужно продержаться это время. Главное
- не молчать. Если вам нечего сказать, говорите
все, что угодно. Делайте вид, что вы приступаете к ответу.
Если вы замолчите, то экзаменатор остановится, задаст вам еще один
вопрос - и далее события могут принять нежелательный оборот.