В России анализируют первые уроки поступления в 2009 году. Ректоры ведущих вузов выступили в четверг со своими предложениями о том, как в будущем упорядочить систему приема в высшие учебные заведения. Все признают, что введение ЕГЭ значительно расширило возможности абитуриентов. Но всё же ограничение числа институтов, куда можно одновременно подавать документы, и отмена части льгот, по мнению руководителей вузов, облегчили бы работу приемных комиссий. 60 процентов российских абитуриентов уже стали студентами. Но к спискам по-прежнему не подобраться. Это "вторая волна" и второй шанс найти среди поступивших свою фамилию.
Пока не верится - Юля теперь тоже студентка. И, во многом, благодарит за это подругу-отличницу, которая поступила сразу в четыре университета - три пермских и один московский. Она, не раздумывая, уехала в столицу, возможно, освободив место как раз для Юли. И это, пожалуй, главное преимущество ЕГЭ. Высшее образование становится доступнее, а доступность - многоступенчатой.
Получить студенческий билет надеется и Александр. Во "второй волне" его фамилии по-прежнему нет. Но он намерен дождаться третьей. Шанс есть, как минимум, в пятнадцати вузах. Александр как раз из тех, кто создал бешеный конкурс. Копии его документов разбросаны по всей стране.
"Если бы Гоголь не придумал термин "мертвые души", его надо было бы придумать сейчас", - комментирует ситуацию Владимир Волкогон, ректор Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Подавать документы везде и всюду - уже в следующем году вузы подумают об ограничениях. Как, например, в Англии, где свой аттестат можно отправить всего в пять университетов. И это, конечно, заставляет абитуриентов задуматься.
"У детей появилась полная свобода выбора. И они, конечно, растерялись в новых условиях, и, прежде всего, накинулись на эту свободу. Сегодня мы можем сказать, что каждый мало-мальски пригодный кандидат для получения высшего образования найдет свое место", - говорит о новом вузовском опыте Григорий Канторович, проректор по учебной работе Государственного университета - Высшей школы экономики.
Если место уже не занял льготник. Списков из тех, кто должен учиться в первую очередь, растянулся на 14 пунктов - это 100-центный рекорд. В следующем году, вероятно, внесут коррективы. И будут думать, как проверять инвалидов. Их тоже рекордно много. В Финансовой академии в сентябре даже решили провести медосмотр. На вынужденную меру никого просили не обижаться.
"Социальная поддержка, конечно, нужна. Но если приходит абитуриент: морда, извините, не влезает в экран, или с трудом входит спортсмен со справкой, что он - тяжело больной человек - то у нас возникают вопросы", - поясняет Михаил Эскиндаров, ректор Финансовой академии при правительстве РФ.
Есть вопросы и к олимпиадникам. Точнее к тем, кто эти олимпиады проводит. Вузы обязаны принять всех победителей. Бюджетные места на этом нередко заканчиваются. "Я считаю, что количество олимпиад надо резко сократить. У нас сейчас около 120 олимпиад. Проводят все, кому не лень. "Росатом" - по иностранному языку. Но какое отношение "Росатом" имеет к иностранному языку?" - отмечает Эскиндаров парадокс сложившейся ситуации.
Впрочем, несмотря на все недостатки первого экспериментального года, среди абитуриентов всё больше иногородних. И это значит, что ЕГЭ справляется со своей миссией - география уже ни на что не влияет. Сложнее стало и взяточникам. "Коррупционная зона в системе высшего профессионального образования с введением этого закона (о ЕГЭ) существенно снизилась. Она, может быть, даже исчезла полностью", - полагает Николай Булаев, руководитель Федерального агентства по образованию.
Осталось придумать, как запретить зарабатывать на ЕГЭ. Так, например, некая московская фирма за деньги предлагала разослать документы сразу во все российские вузы. Фирму уже проверяют. Ее деятельность по взвинчиванию конкурса сочли незаконной.
http://www.ctege.org/content/view/885/37/