В российских школах появилось ноу-хау, позволяющее поставить выпуск “золотых” медалистов на поток — нужно лишь переписать классный журнал и заменить “тройки” и “четверки” выбранных кандидатов сплошными “пятерками”.
Делается это так: классные руководители и школьная администрация намечают среди выпускников 10-х классов будущих медалистов и составляют их список. В некоторых школах в них включают 5—6 человек, в других, по словам учителей, — по 10—15. Попасть в список можно разным путями: из-за хорошего отношения учителей, на основании личных связей, вследствие финансовой заинтересованности. Важно другое: чем больше в школе медалистов, тем выше ее репутация среди родителей и начальства. А это значит, что в продвижении списочников кровно заинтересовано школьное руководство.
Итак, список будущих медалистов из числа только что закончивших 10-е классы создан. Явных двоечников в нем нет, но нет, как правило, и круглых отличников, на которых, собственно, и рассчитана золотая медаль. Оценки большинства — “четыре” и “пять”, хотя попадаются и те, кто имеет твердые “три”—“четыре”. В любом случае подавляющее большинство списочников заведомо не годится в медалисты. Тут-то и начинается главное.
Для всех классов, где учатся отобранные кандидаты, заводятся новые классные журналы. Затем администрация школы раздает их учителям-предметникам, а те по очереди переносят туда из настоящих журналов оценки всего класса за год. Большинству учащихся — те же, что и были. “Медалистам” — сплошные “пятерки” вместо реальных “троек” и “четверок”. После заполнения фальшивого настоящий журнал уничтожают.
ххх
Именно по такой схеме разворачивались события в июле-августе 2007 года в московской школе №1040, рассказала “МК” учительница русского языка и литературы Наталья Мелихова. По словам педагога, после окончания учебного года к ней подошла классный руководитель одного из 10-х классов и сообщила, что в будущем году будет шесть медалистов. Узнав фамилии претендентов на медали, Мелихова возмутилась: реальными кандидатами, с ее точки зрения, могли быть в лучшем случае двое — у остальных было слишком много “четверок”, а кое у кого и “троек”.
Тем не менее вскоре к Мелиховой подошла завуч школы Любовь Гольдинштейн и открытым текстом заявила, что надо переписать в журнале отметки за год ребят из списка. Мелихова снова отказалась, и тогда ее вызвали в кабинет директора. Там, по ее словам, ей выдали оба классных журнала — настоящий и фальшивый — и в приказном порядке велели, не теряя времени, приступать к переписыванию. А поскольку работа предстояла действительно большая — проставить в фальшивые журналы заново не только полугодовые и итоговые, но все текущие оценки за год, разрешили взять работу на дом. К этому времени, как поняла Мелихова, заглянув в журнал-фальшивку, ее успели проделать большинство учителей-предметников.
“Я не смогла заставить себя переписать журнал: ну как бы я потом смотрела детям в глаза! Учебный год уже закончился. Все ребята получили дневники с оценками. И родители, и дети их видели и знают, кто сколько получил. И вдруг в сентябре те, кто ушел на каникулы с “четверками”, приходят в школку круглыми отличниками. Откуда?! Ведь сразу понятно, что это подлог. Ребята же все понимают! О каком повышении престижа учителя можно говорить, если мы делаем такие вещи на глазах у учеников и родителей!” — рассказала Наталья Мелихова “МК”.
К началу нового, 2007/08 учебного года по русскому языку и литературе фальшивый классный журнал 10-го класса заполнен так и не был. На Мелихову начали давить — сначала школьная администрация, затем ее коллеги из числа тех, кто ранее проставил фальшивые оценки по своему предмету. Тогда она обратилась за помощью в управление образования Юго-Восточного административного округа Москвы, к которому относится ее школа, а также в столичный Департамент образования. Затем к делу подключилась районная прокуратура. Начались проверки.
Пока они шли, обстановка в школе накалилась до предела. Директор школы Вера Грачикова написала заявление в милицию, обвиняя Мелихову в краже школьного журнала. Одновременно школьная администрация провела общее собрание трудового коллектива, обвинившее Наталью Мелихову в морально-нравственных и профессиональных грехах. Учителя подписали коллективное письмо, требуя убрать Мелихову из школы, поскольку та якобы мешает их “творческому процессу” (о характере своего “творчества” подписанты, разумеется, умолчали). В конфликт не постеснялись вовлечь даже детей: ученики того самого класса, где учились несостоявшиеся медалисты, подписали другое письмо — с требованием отстранить Мелихову от преподавания в их классе.
При всем накале страстей и школа, и районное управление образования сделали все, чтобы скандал не выплеснулся наружу. В школе категорически отказались комментировать ситуацию, переадресовав все вопросы комиссии, занимающейся инцидентом. Начальник управления образования Юго-Восточного административного округа Москвы Альберт Полле также не счел возможным прокомментировать “МК” ситуацию — “до тех пор, пока прокуратура, которая занимается этим делом, не вынесет окончательного решения”.
Между тем, как удалось узнать “МК”, в школе №1040 несколько дней работала комиссия районной инспекции по надзору за образованием. Сейчас, как рассказал “МК” пресс-секретарь Департамента образования Москвы Александр Гаврилов, ее работа завершена. “Комиссия установила, что сведения, изложенные в обращении Натальи Мелиховой, полностью подтвердились. В частности, было установлено, что замдиректора Любовь Гольдинштейн действительно предлагала учителям исправить оценки в классном журнале за 2006/07 учебный год”, — сообщил он.
Сейчас, по данным столичного Департамента образования, справедливость восстановлена: “По итогам проверки 11 октября Гольдинштейн была освобождена от занимаемой должности. 16 октября чрезвычайную ситуацию в школе №1040 рассмотрела коллегия управления образования Юго-Восточного округа Москвы. Директору школы объявлен выговор. Работа администрации школы взята под контроль окружного управления образования. Итоговые оценки, полученные выпускниками летом 2008 года, будут взяты на особый контроль городской инспекцией при Департаменте образования Москвы”, — сообщил Гаврилов “МК”.
Что за оценки попадут в аттестаты выпускников школы №1040 в 2008 году, покажет будущее. Залогом их объективности могло бы стать очищение атмосферы в школе, в первую очередь путем признания и разбора допущенных ошибок. Однако этого как раз не произошло. Как стало известно “МК”, руководство школы не сочло нужным ни созывать новое общее собрание, ни ознакомить учителей с результатами проверки. Выяснилось также, что якобы уволенная завуч по-прежнему выполняет свои обязанности в школе. А стало быть, и будет отвечать за выпуск.
ххх
Между тем количество липовых медалистов растет. Сколько их всего ежегодно осаждает приемные комиссии вузов, не знает никто — в системе образования нет даже официальных данных о количестве золотых и серебряных медалей, выданных в стране, признались “МК” в Минобрнауки. По экспертным оценкам, их многие тысячи, о чем свидетельствует ежегодное увеличение численности медалистов по регионам, причем в некоторых — в разы, признал недавно министр образования и науки Андрей Фурсенко.
Исправить ситуацию Минобрнауки надеется с помощью единого государственного экзамена (ЕГЭ), который станет обязательным уже в 2009 году. Тогда, обещают чиновники, с коррупцией при поступлении в вузы будет покончено: традиционные вступительные экзамены исчезнут, а с ними — и льготы для медалистов, включая липовых. Увы, этого не произойдет: на пятом году эксперимента с ЕГЭ найдены свои ноу-хау проставления нужных оценок. Напомним, что московская школа №1040 твердо рассчитывала выпустить сразу несколько “золотых” медалистов, несмотря на то что как минимум один предмет им придется сдавать в форме ЕГЭ (в 2007 году в Москве это был русский язык). Это значит, что вместе с остальными “пятерки” по ЕГЭ им были гарантированы заранее.
'>
Московский комсомолец.
|