В этом году при поступлении на 1-й курс Российского Государственного Медицинского Университета (РГМУ) абитуриенты столкнулись с удивительной юридической коллизией. В первой волне (списки вывесили 30 июля 2010 года) абитуриенты внеконкурсного поступления (льготные категории) полностью вытеснили из списков абитуриентов, поступающих на общих основаниях. В результате были нарушены права граждан, гарантированные пунктом 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации: "Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии". В такой ситуации в ВУЗе просто нет конкурса среди обычных абитуриентов, не имеющих право на внеконкурсное зачисление. В данных обстоятельствах в указанный медицинский институт будут зачислены только абитуриенты, имеющие льготы. В других ВУЗах так же сложилась подобная ситуация. Неужели это правильно? Должен быть обеспечен равный доступ абитуриентов к образованию. Несомненно, льготы в правовом государстве, заботящемся о своих гражданах, должны иметь место, однако нельзя давать социальную защиту внеконкурсным категориям за счет абитуриентов без льгот. Среди тех, кто сдавал ЕГЭ и поступает на общих основаниях, немало талантливых, достойных молодых людей, будущее которых под вопросом из-за несовершенства правил приёма в высшие образовательные учреждения. А ведь есть и еще серьезный момент: если человек болен, если он инвалид, как он будет работать врачом? Как будет посещать пациентов на дому, поднимаясь без лифта на 5 этаж? Для таких врачей необходимо будет создать особые условия труда, что потребует немалых затрат, в противном случае большинство выпускников-льготников будут просто невостребованными. Готово ли государство решать этот вопрос, или его помощь ограничится только приоритетом данных лиц при поступлении, а количество работоспособных врачей уже никого не интересует? Со своей стороны государство вполне могло бы изменить ситуацию в лучшую сторону, не нарушая прав льготных категорий. Возможно увеличение мест, финансированных из государственного бюджета, которые будут отведены строго под внеконкурсное зачисление. Возможно и ограничение такого количества мест (как это сделано с целевиками). Украина предприняла грамотный шаг: льготники получили право на внеконкурсное зачисление только на одну специальность одного ВУЗа. Все остальное – на общих основаниях (в РФ на данный момент выпускник имеет право подать документы в 5 ВУЗов на 3 специальности). Ведь до конца непонятно: зачем внеконкурсные категории занимают все места во всех списках, если на пяти стульях (в пяти ВУЗах) они усидеть не смогут, в то время как будут рекомендованы везде? К тому же существует и другая проблема: в прошлом году, вероятно, многие поняли, что покупка ЕГЭ не дает гарантию 100 процентного зачисления, иначе откуда появилась столь многочисленная армия льготников? Возможно, имеет смысл тщательно проверить предоставляемые льготниками справки, так как на данный момент в стране складывается парадоксальная ситуация, пугающая своими последствиями: каждый второй выпускник – льготник. Не говорит ли это о тотальных проблемах со здоровьем у будущего России? Есть и еще одно предложение, которое, с нашей точки зрения, могло бы значительно улучшить ситуацию: отменить льготы при поступлении, чтобы основным критерием приёма в ВУЗ были знания и способности. А помощь государства ребятам-льготникам должна проявляться в ином: финансовой поддержке во время школьной учебы, при подготовке к поступлению в ВУЗ и потом при трудоустройстве. Проблема с льготными категориями граждан и их поступлением в ВУЗ возникает уже не первый раз. Вот цитата из статьи прошлого года о поступлении в ВУЗ: «Справки ребят, претендующих на льготное поступление, ВУЗ получил право перепроверять. Минобрнауки направило в Федеральное медико-биологическое агентство письмо с просьбой сотрудничать с вузами. Кроме того, в ближайшее время все же планируют сократить число категорий граждан, имеющих право на льготное поступление. Ведь сейчас таковых более 150. Бороться собираются и с наплывом целевиков, ведь в этом году под целевой прием ушло 29% от всех бюджетных мест. Со следующего года под целевиков выделят всего 20% мест вместо 30.» Комсомольская правда, 08.10.2009 год, Дарья Токарева. Количество целевиков уменьшили, это действительно так. Но как это изменило ситуацию со льготниками? «Право» проверки ВУЗом предоставляемых льготниками документов, как правило, им не используется, так как это требует дополнительных финансовых затрат. В результате ВУЗы просто закрывают глаза на то, что к ним поступают исключительно льготники. Но что в таком случае делать другим абитуриентам? Смириться с тем, что их даже не допустили до конкурса, потому что они не имеют льгот? Таким образом, нынешнюю ситуацию в российских ВУЗах можно охарактеризовать как весьма драматичную. Проблема занятых льготными категориями абитуриентов бюджетных мест и исключение из конкурса абитуриентов с высокими баллами, но не имеющих льгот, в настоящее время является очень актуальной и от ее решения зависит не только судьба выпускников школ. Все это, несомненно, является поводом для обсуждения и последующего внесения поправок в соответствующее законодательство.
|