Единый государственный экзамен по биологии выпускники сдают по выбору, его результаты нужны тем школьникам, которые планируют продолжить свое обучение, например, в медицинском вузе или сельхозакадемии. О ЕГЭ по этому предмету в интервью РИА Новости рассказала ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по биологии Галина Калинова. - Галина Серафимовна, кто выбирает ЕГЭ по биологии и велико ли число таких выпускников? - ЕГЭ по биологии относится к числу экзаменов, востребованных абитуриентами вузов, где биология считается обязательным предметом. Это, прежде всего, медицинские вузы, ветеринарная и сельскохозяйственная академия, психологические и биологические факультеты педвузов, университетов. На протяжении последних лет по числу участников ЕГЭ биология занимает пятое место: после двух обязательных предметов (русский язык и математика), обществознания и физики. Биологию в среднем сдают 17% выпускников от общего числа участников. В 2011 году ЕГЭ по биологии сдавали приблизительно 150 тысяч человек из 83 регионов РФ. Больше всего школьников, которые выбрали этот предмет, было отмечено в Дагестане, Москве, Башкортостане, Краснодарском крае, Ростовской и Московской областях, Чеченской республике. Можно констатировать, что переход от традиционных школьных выпускных экзаменов к тестовой форме не привел к уменьшению числа экзаменуемых по биологии. Более того, результаты анкетирования, которое проводилось анонимно после экзамена, показали, что такая форма выпускникам нравится, она позволяет распределить время для грамотного изложения ответа и исключает отрицательное давление экзаменатора. - Задания с выбором ответа критикуются многими, считаются легкими из-за возможности угадывания верного ответа, их даже называют "угадайкой". Справедливо ли это мнение? - Считаю это несправедливым для всех предметов и в первую очередь для биологии. Во-первых, в заданиях с выбором верного ответа неправильные ответы, их называют дистракторами, правдоподобны по содержанию и форме, поэтому требуют внимательного ознакомления, анализа и соотнесения их с верным ответом. Вместе с тем анализ выполнения заданий части 1 показывает, что они достаточно трудны для выпускников. Результаты их выполнения колеблются от 35% до 70%. Во-вторых, экзаменационная работа, наряду с заданиями с выбором одного верного ответа (часть А), включает задания с кратким ответом (часть В): с выбором нескольких верных ответов (обычно трёх из шести), на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов, явлений. В содержании этих заданий ответ в готовом виде не сформулирован (за исключением заданий с множественным выбором). Его надо составить в ходе выполнения задания и записать строго в соответствии с инструкцией, которая предлагается в самом тексте экзаменационной работы. Особого внимания заслуживают задания со свободным развернутым ответом, которые позволяют выявить выпускников, имеющих прочные и глубокие знания, умеющих самостоятельно сформулировать ответ, применять знания в новых не стандартных ситуациях, строить ответ в определенной логике, содержать необходимые выводы, обобщения, решения. Выполняя именно такие задания, выпускники могут продемонстрировать свои способности к творческой деятельности. - На какие особенности экзаменационные работы по биологии следует обратить внимание при подготовке к ЕГЭ? - Прежде всего, надо иметь в виду, что в работе предлагаются задания, проверяющие усвоение материала школьных учебников, ведь содержание КИМов по биологии не выходит за рамки школьной программы. Другая важная особенность экзаменационной работы - включение в нее заданий, контролирующих овладение большим объемом материала за весь курс - с 6 по 11 класс. Преобладают в работе задания по общей биологии, их примерно 70%. Задания по разделу "Человек" составляют примерно 15% и столько же заданий (15%) по другим разделам: "Растения", "Животные", "Бактерии. Грибы. Лишайники". Чтобы повторить такой большой объем учебного материала, надо заранее определить приоритеты, расположить их по степени важности и серьезно готовиться к экзамену. - Биология - предмет естественнонаучного цикла гуманитарной направленности. Как в экзаменационной работе реализуется гуманитарная составляющая? - При разработке КИМов мы прежде всего учитываем вклад курса биологии в решение задач овладения гигиеническими нормами и правилами здорового образа жизни, экологической и генетической грамотности, понимания учащимися последствий глобальных изменений в биосфере, осознания ими генной и хромосомной природы наследственных заболеваний, причин, вызывающих такие заболевания, как СПИД, гепатит, туберкулез и др. Этот материал контролируется в каждой части работы. Кроме того, в содержании работы выделены специальные линии, проверяющие знания и умения о человеке и его здоровье, генной и клеточной инженерии, биотехнологии, о практическом использовании знаний о бактериях, грибах, растениях и животных в жизни и деятельности человека. Особая роль в реализации гуманитарной составляющей биологического образования отводится заданиям третьей части работы, включающей задания со свободным ответом. Они проверяют умения выявлять сущность явлений живой природы, обосновывать гигиенические приемы и правила, решать биологические задачи, работать с текстом и рисунками, находить ошибочную информацию и исправлять ее, применять на практике знания о молекулярной биологии, цитологии, эволюции и экологических закономерностях. - Как оценивается экзаменационная работа по биологии? На что следует обратить внимание при ее выполнении? - К особенностям экзаменационной работы следует отнести использование в ней заданий разного типа и уровня сложности: базового (26), повышенного (19) и высокого (5). Это позволяет дифференцированно оценить учебные достижения каждого экзаменуемого. При оценивании работы, прежде всего, учитывается степень трудности задания. Задание первой части оцениваются 1 баллом, второй - от 0 до 2-х, третьей - от 0 до 3-х. За 36 заданий I части работы (А) - с выбором одного верного ответа - при их верном выполнении можно получить 36 баллов, за выполнение 8 заданий второй части (В) - 16 баллов и наибольшее число баллов за 6 заданий третьей части работы (С) - 17 баллов. Ответы на задания первой и второй части проверяются с помощью компьютера, а третьей - специальной экспертной комиссией. К каждому заданию с развернутым ответом разрабатывается инструкция с эталоном ответа. Она помогает эксперту соотнести ответ ученика с эталоном и максимально объективно его оценить. При этом учитывается правильность ответов (наличие или отсутствие биологических ошибок), их полнота. При выполнении заданий со свободным ответом следует учитывать указания: "Объясните полученные результаты" или "Ответ поясните". Отсутствие пояснений в ответе снижает его качество и соответственно понижает баллы. - Расскажите поподробнее об эталонах развернутых ответов? - В эталоне ответа могут быть такие требования: "Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла" и "Правильный ответ должен содержать следующие позиции". В первом случае эталоны ответов являются примерными, экзаменуемые могут сформулировать свой ответ иными словами. Во втором случае приведенные требования к ответу не допускают иной интерпретации, в ответах на такие задания должны обязательно присутствовать все позиции, указанные в эталоне ответа. Такие требования в основном предъявляются к задачам по цитологии и генетике (задания С5 и С6), не допускающие иные формулировки ответа. - Спасибо, Галина Серафимовна. В заключение подскажите, к каким интернет-ресурсам есть смысл обращаться при подготовке к экзамену? - Ресурсы интернета можно и нужно использовать, однако они не помогут, если выпускник не овладел всем объемом школьного курса биологии. Безусловно, нужно быть знакомым и с моделью экзамена, и с особенностями его проведения. В этом помогут официальный портал единого государственного экзамена и сайт ФИПИ, там можно найти самую достоверную информацию. Источник: ria.ru
|