Какими в 2012 году будут задания по информатике, рассказал ведущий
научный сотрудник Федерального института педагогических измерений,
руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных
материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ Михаил Ройтберг. - Михаил Абрамович, расскажите, пожалуйста, что такое ЕГЭ по информатике, в какие вузы он позволяет поступить?
-
Его результаты учитываются при приеме в многочисленные технические
университеты, на факультеты, специализирующиеся в области информатики.
Например, факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ имени
Ломоносова, факультет инноваций и высоких технологий МФТИ, факультет
бизнес-информатики НИУ ВШЭ.
По опыту прошлого года, чтобы экзамен
считался сданным, достаточно решить 7-9 задач, а всего их тридцать две.
Уже это даст возможность продолжить образование во многих вузах.
Решение около половины всех задач, примерно, окончательные критерии
станут известны позже, соответствует школьной четверке. Отличники в
среднем решат 28-30 задач. Остальные задачи предназначены для того,
чтобы выделить самых подготовленных и талантливых абитуриентов.
Как
видим, не обязательно быть отличником, чтобы имело смысл сдавать ЕГЭ по
информатике. Важное свойство нашего предмета - его обозримость. Общий
объем школьного курса информатики меньше, чем объем, например, курсов
биологии, физики или обществознания. К ЕГЭ по информатике можно
подготовиться - каждому на своем уровне.
- Насколько экзамен по информатике этого года отличается от ЕГЭ прошлых лет? Есть изменения?
-
Экзамен 2012 года продолжает линию, намеченную экзаменами
предшествующих годов. Я руковожу работой комиссии только с мая 2011 года
и, не опираясь на опыт предшественников, ничего сделать бы не удалось. В
то же время, как это обычно происходит с приходом нового человека,
что-то изменилось. В итоге существенно упростились арифметические
вычисления, не осталось задач, требующих проведения громоздких
вычислений, всегда есть решение, имеющее небольшую вычислительную
сложность.
При уточнении экзаменационной модели учитывались
результаты экзамена прошлых лет, потребности вузов, страны в целом.
Именно живая практика подсказывает направления корректировки структуры и
содержания работы. Также мы учитывали тенденции, заложенные в новом
образовательном стандарте. Мы стремились к тому, чтобы экзамен позволял
выявить не просто хорошо обученных экзаменуемых, но и талантливых
абитуриентов вузов, специализирующихся в области информатики.
Если
говорить конкретно, то изменения, коснулись почти половины заданий.
Сокращено с 18 до 13 количество заданий в первой части, во второй части -
увеличено с 10 до 15.
Увеличилось количество заданий по разделам
«Элементы теории алгоритмов» и «Моделирование и компьютерный
эксперимент», уменьшено количество заданий по более далеким от
практических задач разделам «Системы счисления» и «Основы логики».
Изменения коснулись и задачи по информационно-коммуникационным
технологиям (ИКТ). Например, вместо точных вычислений от выпускника
требуется оценить примерный размер файла, который получается в ходе
звукозаписи.
- Можно кратко описать содержание экзаменационной работы?
-
Она охватывает основное содержание курса информатики и важнейшие его
темы. Задания можно объединить в тематические блоки: «Математические
основы информатики», «Алгоритмизации и основы программирования»,
«Информационно-компьютерные технологии».
Экзаменационная работа
состоит из трёх частей. Часть 1 содержит 13 заданий с выбором одного
правильного ответа из четырех предложенных, задания относятся ко всем
тематическим блокам. В этой части имеются задания как базового, так и
повышенного уровней сложности, однако, большинство заданий рассчитаны на
небольшие временные затраты и базовый уровень.
Часть 2 содержит
15 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. В этой
части собраны задания с кратким ответом, подразумевающие самостоятельное
формулирование и запись ответа в виде числа или последовательности
символов. Часть 2 включает задания по темам из всех блоков, кроме
«Технология обработки графической и звуковой информации». В части 2
шесть заданий относится к базовому уровню, восемь заданий имеют
повышенный уровень сложности, а также имеется одно задание высокого
уровня, поэтому выполнение заданий части 2 в целом потребует большего
времени и более глубокой подготовки, чем части 1.
Часть 3
содержит 4 задания, первое из которых повышенного уровня сложности,
остальные три задания - высокого уровня сложности. Задания этой части
подразумевают запись развернутого ответа в произвольной форме. Чтобы
составить исчерпывающее представление об экзамене, рекомендую
познакомиться с документами, размещенными на сайте ФИПИ: кодификатором,
спецификацией, демонстрационным вариантом.
- Можно ли узнать, кому доверено создание КИМ по информатике? Контрольные
измерительные материалы готовит Федеральная комиссия разработчиков КИМ
ЕГЭ по информатике и ИКТ. В ее состав входят опытные учителя и
методисты, ученые, работающие в области информатики, и преподаватели
вузов. Члены комиссии представляют, например, Вычислительный центр
Российской академии наук, Московский авиационный институт, МГУ и другие.
Все они имеют большой практический опыт работы со школьниками. Однако
подготовка КИМ не сводится к разработке структуры экзамена и
придумыванию заданий. Конечной целью является подготовка вариантов КИМ. В
этом процессе огромную роль играют все службы ФИПИ, а также
привлекаемые внешние эксперты.
- Михаил Абрамович, каковы же
причины нововведений? Почему, например, уменьшено число заданий на
проверку логических и математических знаний?
- Я уже сказал,
что многие выводы делаются по итогам экзамена. Разработчики внимательно
анализируют все замечания и предложения, которые поступают в ФИПИ по
электронной почте, на интернет-конференцию «Августовский педсовет ФИПИ»
или формулируются участниками очных семинаров и конференций, проводимых
ФИПИ на регулярной основе. Разумеется, проводятся апробационные
исследования, обсуждение новых идей, в том числе, в научно-методическом
совете по информатике при ФИПИ, которым руководит академик РАН Бетелин.
Если
говорить конкретно о логических задачах, то, как показали наши
наблюдения и отзывы учителей, задания этого типа в ЕГЭ 2011 до некоторой
степени дублировали друг друга, было 5 заданий по этой теме. Поэтому мы
освободили место для задач других типов.
- На Ваш взгляд, в результате корректировки КИМ, экзамен стал проще или сложнее? На что настраиваться выпускникам?
-
Моим коллегам, готовившим ЕГЭ 2011 года, удалось подготовить
сбалансированные КИМ. Это подтверждается графиками распределения баллов,
набранных участниками ЕГЭ по информатике прошлого года. Повторюсь: мы
старались уменьшить риск случайных ошибок и дать преимущество
выпускникам, которые более глубоко владеют предметом. Я не могу сказать,
стал ли экзамен проще или сложнее, но, надеюсь, он стал интереснее для
выпускников и объективнее для вузов.
- Подскажите, отличаются
ли по существу задания, включенные в экзаменационные КИМ, от заданий
демонстрационного варианта? Как лучше подготовиться?
- К
сожалению, многие родители и выпускники неверно представляют роль
демонстрационного варианта, который в начале учебного года публикуется
на сайте ФИПИ. Естественно, что задание из реального экзамена не
является полной калькой задания, опубликованного в демоверсии.
Демонстрационный
вариант приводит лишь один из возможных примеров экзаменационной
работы: показывает количество задач каждого формата (А, В и С), а также
примерную тему, которой посвящено каждое задание и его уровень
сложности. Тема задания и уровень сложности описаны в других документах
- спецификации и кодификаторе.
Таким образом, задание в
«боевом» варианте, совпадая с заданием демоверсии с точки зрения
приведенного в спецификации описания, может значительно отличаться от
него по формулировке.
Выход состоит в том, чтобы ученик не просто
научился решать задачи из демоверсии (хотя даже это, как правило,
гарантирует положительный результат при сдаче экзамена), но и получил бы
глубокое знание по предмету.
Источник: http://ria.ru/edu_egrus/20120130/552464114.html
|