Тесты единого госэкзамена уже к Новому году появятся в Интернете
Выпускникам будет труднее сдать ЕГЭ. Списать больше не получится. Для
каждого часового пояса разработают свои варианты заданий, а пункты
приема экзамена оборудуют рамками. При этом часть тестов ЕГЭ разместят
в Интернете. Обо всем этом на «Деловом завтраке» в «РГ» рассказал глава
Рособрнадзора Сергей Кравцов.
— Сергей Сергеевич, так что нового появится на ЕГЭ?
Сергей Кравцов: В 2014 году вводится перекрестная проверка
результатов. В одном регионе выпускники пишут работы, а в другом
педагоги их проверяют. Распределит регионы наша информационная система.
И о нарушениях на экзамене выпускники смогут сообщать в Рособрнадзор:
в КИМы добавят листки для информации. До конца 2013 года будут открыты
все задания ГИА , а также задания ЕГЭ прошлых лет и часть нынешних,
2014 года.
— Не КИМы, а именно сама база заданий?
Сергей Кравцов: Да. Это делается для того, чтобы выпускники могли
сориентироваться и понять, что именно от них потребуется на экзаменах.
Оптимизация коснется прежде всего городских пунктов. Увеличится
количество экзаменационных материалов — для каждого часового пояса будут
разработаны свои варианты КИМов. И те задания, которые были, например,
на Дальнем Востоке, никак не помогут ученикам Центральной части России.
Даже если они узнают о них за несколько часов до своего экзамена. Плюс
сохранится разбивка по вариантам внутри самих часовых поясов.
— А как школы будут получать задания? По электронной почте или в конвертах?
Сергей Кравцов: Схема доставки в регионы изменится. Раньше они
доставлялись за три дня до экзамена и хранились в местном управлении или
департаменте образования. Теперь задания будут доставляться за день
до экзамена и храниться в специальном помещении под видеонаблюдением.
А если в отдаленный район все же не удастся доставить тесты заранее,
возможно, их передадут по специальным каналам связи прямо перед
экзаменом.
Следить за проведением ЕГЭ будут общественные наблюдатели
и федеральные инспекторы, которые поедут прежде всего в проблемные
пункты проведения ЕГЭ. Раньше регистрировать общественных наблюдателей
на ЕГЭ могли только региональный департамент или управление образования.
Со следующего года регистрацией займется Рособрнадзор, а наблюдатели,
которых аккредитовал Рособрнадзор, получат особый статус «федерального
общественного наблюдателя». При этом региональные управления
и департаменты образования смогут и сами, как прежде, аккредитовывать
наблюдателей.
— Вы ожидаете, что число тех, кто захочет присутствовать на ЕГЭ, станет больше?
Сергей Кравцов: Да. Надеемся, что стать «федеральными общественными
наблюдателями» захотят представители студенческих и общественных
организаций, в том числе и Общественной палаты, различных объединений,
партий. Ну, и конечно, журналисты. Так что, пожалуйста, ждем вас.
Единственное условие: наблюдателям придется пройти обучение. Опыт
прошлых лет показал, что многие наблюдатели не знают, на какие моменты
обращать внимание и как себя вести в пункте приема. Сейчас мы вместе
с минобрнауки и Общественной палатой разрабатываем методические
рекомендации для федеральных общественных наблюдателей.
— Но, как и раньше, наблюдатель сразу будет прикреплен только к одному определенному пункту?
Сергей Кравцов: Да. Но мы планируем сократить количество пунктов
проведения ЕГЭ на 20-25 процентов. Сейчас их 6500, а остается около
5000. Разрабатываются новые требования к ним, прежде всего касающиеся
информационной безопасности. На основании новых требований будет
проведена проверка всех пунктов проведения ЕГЭ.
— Удалось ли найти, где произошла утечка тестов в 2013 году?
Сергей Кравцов: Сейчас этим вопросом занимаются соответствующие
органы. Все материалы, которые у нас запрашивали в связи с этим делом,
мы передали, и сегодня я пока больше ничего добавить не могу.
— Правда, что вы уже договорились о сотрудничестве с социальными сетями во время ЕГЭ-2014?
Сергей Кравцов: У нас были встречи с представителями социальных
сетей, крупных поисковых систем и обсуждения будут продолжаться. Наша
задача — сделать так, чтобы школьники, которые будут сдавать ЕГЭ
в 2014 году, не поддались мошенническим схемам по продаже якобы
имеющихся тестов и ответов к ним, чтобы во время экзамена не было
возможности выложить тесты и получить помощь через соцсети. Это
провоцирует выпускников к противоправным действиям и влияет
на объективность экзамена, искажая результаты.
В 2014 году мы планируем ужесточить правила в отношении мобильных
телефонов. Если раньше мобильными телефонами запрещалось пользоваться
на экзамене, то сейчас в документах будет прописан запрет на наличие
телефонов и других средств связи. И в случае, если сдающий экзамен
пронесет мобильный телефон, его результаты могут быть аннулированы.
— Что, в каждом пункте появятся рамки-металлоискатели?
Сергей Кравцов: Рамки — эффективное средство, но достаточно дорогое.
Тем не менее они будут во многих регионах. Главная задача — обеспечить
информационную безопасность в тех пунктах, которые вызывали вопросы
в 2013 году. Поэтому там мы будем требовать наличие рамок для прохода,
и соблюдение особых требований организаторами экзамена. Например,
проверим, как организаторы ЕГЭ рассаживают учеников в аудитории
и используют ли они для этого специализированные компьютерные программы.
Напомню, эти программы по возможности исключают ситуацию, когда рядом
могут сидеть одноклассники или ученики одной школы. В пунктах проведения
экзамена должно быть максимально большое количество людей, которые
заинтересованы в честном и объективном ЕГЭ.
— Но внутри самой системы образования всегда есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы школьники хорошо сдали ЕГЭ...
Сергей Кравцов: Надо отдавать себе отчет в том, что если
вы помогаете на ЕГЭ тому, кто не очень хорошо учился, то у того, кто
относился к учебе более добросовестно, понижаются шансы поступить в вуз,
которого он достоин. А задача ЕГЭ — дать возможность тому, у кого лучше
знания, поступить в лучший вуз. Я, допустим, хотел поступить
в мединститут. Но это в те годы было почти нереально, как бы хорошо
ты не учился. Чтобы поступить в мединститут, надо было иметь выход
на нужных людей, которые на экзамене тебя не стали бы заваливать. Я даже
отработал в Республиканской детской больнице, потому что это давало
определенные льготы при поступлении. Но обстоятельства изменились,
и в мединститут я не пошел. Если бы в те годы был ЕГЭ, я бы его сдал и,
думаю, поступил бы в медицинский.
— ЕГЭ в медицинском институте мало помогает. Еще на забылся скандал
с сотнями «мертвых душ», которые обнаружила в списке абитуриентов одна
из газет.
Сергей Кравцов: Нарушения во втором меде нашли не журналисты,
а Рособрнадзор, сверяя базы данных абитуриентов. И проверкой
стобалльников на ЕГЭ в Ставрополе, когда выпускники принесли липовые
справки, чтобы досрочно сдать экзамены, занимался тоже Рособрнадзор
и соответствующие органы. И мы благодарны вашим коллегам, что они
оперативно подхватили эти темы.
Проблемы с государственными экзаменами есть практически во всех
странах, но это не значит, что их надо отменять. В системе образования
любые экзамены — неотъемлемая часть образовательного процесса и не надо
их бояться. Наш ЕГЭ дает колоссальные данные, которые можно использовать
для развития системы образования. Мы планируем, что у нас будут еще
и другие оценочные исследования — аналогичные PIRLS, TIMSS, PISA. Пока
мы в них участвуем как страна в целом, а можно сравнить регионы, разные
уровни образования, школы. И совсем не для того, чтобы сказать —
такой-то регион или такая-то школы плохие, а для того, чтобы понять, как
сделать их лучше.
— На днях минобрнауки объявит результаты второго мониторинга вузов.
Первый наделал много шума, тогда в число плохих попали уважаемые
творческие и педагогические вузы. По-моему, в том числе и тот, который
заканчивали вы. Так насколько объективен мониторинг?
Сергей Кравцов: Мониторинг должен быть одним из механизмов, давать
информацию по определенным показателям. Для Рособрнадзора мониторинг —
одно из оснований для проверки вузов из «красной зоны». Мы приходим
в вуз или филиал и можем проверить, насколько результаты мониторинга
отражают ситуацию в этом учебном заведении.
У нас на сегодняшний день 593 государственных и 486
негосударственных вузов. Филиалов государственных вузов — 1376,
негосударственных — 682. Причем в госвузах на заочную форму обучения
приходится 35%, в их филиалах уже заочки больше — 63 .
А в негосударственных вузах и филиалах заочное обучение доходит до 95.
В основном, негосударственные вузы и их филиалы предлагают экономику
и управление и юриспруденцию. Я был в одном из филиалов, который
располагался в трехкомнатной квартире. Там преподавателей, вообще,
по-моему, не было. Филиал фактически выдавал за деньги дипломы.
— Так надо закрыть филиал и отобрать лицензию! Или это сложно?
Сергей Кравцов: Этот так называемый вуз, про который я сказал, безусловно, уйдет с рынка. Мы ему в этом поможем.
Проблема в том, что сложно выявить плохие вузы. На них же никто
не жалуется! А прийти сразу во все высшее учебные заведения, а их более
двух с половиной тысяч вместе с филиалами, мы физически не можем. Для
того, чтобы проверить вуз, нужны некие основания — результаты
мониторинга, жалобы граждан. Но проверки вузов — только часть нашей
работы. Надо сделать так, чтобы вузы, которые ушли с рынка из-за плохого
качества своих услуг, не появлялись снова под другими названиями.
— Такие факты уже есть?
Сергей Кравцов: Они будут. Если мы создаем условия, при которых
прибыльные для учредителя вузы не могут работать, вряд ли стоит ожидать,
что он так просто расстанется с хорошим бизнесом с точки зрения
заработка. Сейчас меняются подходы к аккредитации и лицензированию. Если
раньше, аккредитуя программу, мы смотрели только на качество
образования, то сейчас будем еще и учитывать условия, в которых
предстоит учиться студентам. И если что-то нас не устраивает, можно
будет приостановить аккредитацию или вообще отобрать ее у вуза. Сейчас
по закону лицензию аннулирует не Рособрнадзор, а суд. И с этим тоже есть
проблемы. Для того, чтобы лишить плохой вуз лицензии, надо выиграть два
суда по месту нахождения вуза. К примеру, если филиал зарегистрирован
в Абакане или Салехарде, нашим экспертам надо туда лететь и участвовать
в заседании. А там представьте картину: к зданию суда приходят студенты
с транспарантами «У нас прекрасный вуз! Мы хотим учиться!», и суд
учитывает их мнение.
— Назовите три самых важных показателя плохого и хорошего вуза.
Сергей Кравцов: Сперва показатели хорошего вуза — развитая
инфраструктура, наличие диссертационных советов, общежитий, большой
библиотечный фонд, возможность прохождения международных стажировок. Как
правило, в хорошие вузы достаточной высокий конкурс, выше, чем в других
вузах, проходной балл ЕГЭ, и выпускники востребованы на рынке труда
по той специальности, по которой они обучались. А если наоборот —
то нужно внимательней присмотреться к этому учебному заведению.
Визитная карточка:
— Вы работали в школе?
Сергей Кравцов: Работал учителем математики и информатики два года,
причем в той школе, где учился. Школа, кстати, самая обычная,
не языковая, не математическая, номер 176 в Беляево. Когда я после
педагогического института вернулся в школу, мои учителя очень гордились
этим и тепло ко мне относились.
— Эксперты предлагают вернуть в школу сочинение. Вы за или против?
Сергей Кравцов: Я за разные формы, и за сочинение, и за диктант. Все
находится в процессе обсуждения. Не будем забывать, что уже сейчас
в тестах ЕГЭ есть эссе. Это, по сути, сочинение, которое ограничено
определенными правилами и рамками.
— Будет ли учитываться при поступлении в вуз средний балл аттестата?
Сергей Кравцов: Это тоже вопрос для обсуждения. В советские времена
в школах проводился эксперимент: учителям дали установку на то, чтобы
у выпускников в аттестатах не было троек по математике. И за год
их не стало. Но это же не значит, что все троечники и двоечники стали
вдруг хорошо учиться. Вернуть средний балл аттестата — неплохая идея,
но важно, чтобы она не превратилась в фарс.
Вопросы читателей «РГ».
Татьяна Заикина спрашивает: почему в этом году нет информации о минимальных баллах ЕГЭ в 2014 году?
Кравцов: С 2009 года минимальное количество баллов ежегодно устанавливалось после проведения каждого экзамена.
В 2012 году соответствующим распоряжением Рособрнадзора было
определено минимальное количество баллов по каждому предмету ЕГЭ,
которое не требует ежегодного пересмотра. Соответственно, баллы,
установленные в прошлом году, остаются неизменными и в этом.
Вот вопрос от читателей из города Глазова: «Почему министерство
образования Удмуртии обещает бесплатные учебники в среднем и старшем
звене только к 2020 году. Почему никто не контролирует исполнение Закона
„Об образовании в РФ" в части обеспечения бесплатными учебниками»?
Кравцов: Не волнуйтесь, все вопросы под контролем. По нашим
сведениям, все школы Республики Удмуртия будут обеспечены учебниками
гораздо раньше. Почему не сейчас? Это связано с особенностями
распределения бюджетных денег в 2013 году, который региональные органы
управления образованием начинали в соответствии со старым
законодательством. Как сообщили в министерстве образования Удмуртии,
на всей территории республики осуществляется поэтапное обеспечение
учебниками для бесплатного пользования. И на данный момент среди
школьников 1-11 классов обеспеченность бесплатными учебниками составляет
почти 80 процентов. Что касается школ города Глазова, то там
обеспеченность бесплатными учебниками учеников 1-4 классов составляет
100 процентов, а 5-11 классов — 79 процентов. В 2014 году работа
по полному обеспечению обучающихся бесплатными учебниками будет
продолжена.
Еще вопрос от читателей из Москвы: В нашей школе 1370 шестидневка
начинается уже со второго класса. Родители каждый год ходят к директору
с просьбами отменить шестой учебный день хотя бы в начальной школе —
бесполезно. В этом году директор нам опять отказал«. Кто решает, сколько
дней в неделю будут учебными?
Кравцов: В соответствии с Законом «Об образовании в Российской
Федерации» школы свободны в определении содержания образования, выборе
учебно-методического обеспечения, образовательных технологий. Учебные
планы школ составляются на основании социального заказа родителей
школьников. Обучение в начальной школе идет по новым федеральным
государственным стандартам, которые предусматривают еще и внеурочную
деятельность в школе. На нее тоже нужно время. Если «укладывать» учебный
процесс в 5 учебных дней, да еще в школе с углубленным изучением
иностранного языка, ребенок будет очень много времени проводить в школе,
а это нарушает правила СанПиНов. Поэтому руководство школы старается
так распределить учебную нагрузку, чтобы поберечь силы детей,
не перегружать их учебными занятиями в течение дня. В школе N1370 г.
Москвы обучение идет по шестидневной неделе для учеников 2-11 классов
с углубленным изучением иностранного языка. В сентябре была проведена
общешкольная родительская конференция, где родителям рассказали
об особенностях учебного процесса и об организации режима работы школы
в 2014 учебном году. Как сообщили в школе, участники конференции
согласились на эти условия и подтвердили свое желание учить детей именно
здесь.
Жители станицы Брюховецкой из Краснодарского края просят разъяснить,
как школы должны собирать с родителей деньги на питание? «Новая
практика такова: деньги собирают учителя, передают их директору, который
вносит средства во внебюджетный фонд и направляет на питание через
торги. Почему не учитывается наше мнение о меню, стоимости?»
Кравцов: Организация питания возлагается на школы. Органы
государственной власти имеют право на дополнительное финансовое
обеспечение питания школьников. По информации минобрнауки Краснодарского
края в Краснодарском крае внедряется система безналичных расчетов
за питание. В четырех школах станицы Брюховецкой оплата питания
производится родителями на лицевой счет школы через отделение банка.
В остальных двенадцати школах района в настоящее время идет переход
на такую систему оплаты. Все примерные меню утверждаются местными
органами Роспотребнадзора. Средняя стоимость питания, которая
определяется в рамках заключенных государственных контрактов на поставку
товаров, в Брюховецком районе составляет 27 рублей, в крае — 32 рубля.
Учитель Павел Шаповалов из Екатеринбурга пишет: «Почти все сильные
выпускники из нашей школы поступили в вузы по итогам олимпиад. Остальные
списали на экзамене. Все настойчивее звучат предложения отменить единый
госэкзамен. Так он все-таки останется или нет?»
Кравцов: ЕГЭ прописан в новом законе «Об образовании в Российской
Федерации», а закон все мы обязаны выполнять. Так что ЕГЭ останется.
И с точки зрения организации и доступности поступления в вузы для
всех выпускников нашей большой страны, преимущества ЕГЭ очевидны: ЕГЭ
можно сдать там, где ты живешь, а пытаться поступить — в любые пять
выбранных вузов. ЕГЭ будет честным тогда, когда будет равным для всех.
Те нарушения, которые были в прошлом году — появление КИМов и ответов
к ним до экзамена, конечно же, поставили выпускников в неравные условия.
Ситуация, когда можно экзаменационные материалы вскрыть до экзамена
и посмотреть, что в них находится, будет максимально исключена.
ЦИФРА
6500 пунктов проведения единого госэкзамена было в 2013 году
в России. Больше всего пунктов — в городах. Следить за проведением ЕГЭ
будут общественные наблюдатели.
|